• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Индия и халифат

Время чтения: 5 мин
7433

Развал Османской империи и отмена халифата в начале 1920-х годов вызвали волну гнева среди мусульман Индийского субконтинента, который выразился в создании движения за его восстановление. Это движение было поддержано всеми индийскими политическими партиями, в том числе и теми, в которых преобладали индуисты, но по разным политическим соображениям.

Политики Индии рассматривали его как универсальную платформу объединения политических сил для оказания давления на Великобританию, одну из держав-победительниц в Первой мировой войне, в ходе которой Османская империя прекратила свое существование. Консервативные мусульманские лидеры со своей стороны, пытались возродить халифат в Турции, хотя на закате эры Османов он был в большой степени лишь ритуалом. Неожиданно халифат был запрещен лидером так называемой Турецкой революции Мустафой Кемалем, а вовсе не англичанами. Ирония ситуации заключалась в том, лидер индийских мусульман Мухаммад Али Джинна отказался от активного участия в этом движении и его решил «оседлать» Махатма Ганди.

Стоит отметить, что после того, как Ататюрк в 1924 году объявил Турцию светским государством, симпатии многих индийских мусульман переключились с халифата на него персонально.

Лидеры халифатского движения планировали мобилизовать мусульман всего мира для реставрации халифата, но созванная с этой целью конференция в Каире в 1926 году закончилась провалом, так как представители большинства мусульманских стран не приняли в ней участия.

Движение утеряло свою популярность после ареста его лидеров и из-за растущих разногласий в самой организации.

Стоит отметить, что османский султан Абдул Хамид II (1876–1909) также развернул пан-исламскую кампанию с целью защитить распадающуюся империю от атак с запада и нападок так называемой оппозиции внутри страны.

Он послал в Индию в качестве своего эмиссара Джамалуддина Афгани в конце 19 века, чтобы получить поддержку индийских мусульман.

Султан, с одной стороны, стремился выступить в качестве духовного покровителя мусульман Индийского субконтинента, а с другой – воздействовать таким образом на политику Великобритании и заставить считаться с Османской империей как духовной родиной мусульман.

Трансформация Османской империи в республику Турция также с интересом рассматривалась индийскими мусульманами.

По словам турецкого историка Бехлюля Озкана, проект Ататюрка привлекал своей «Ярко выраженной националистической идеологией, которая своей целью ставила создание государства-нации и была более популярна в обществе, чем имперский патриотизм как инструмент разделения территориальных и ментальных границ и отделения «нас» от «них».

Это было особенно актуально после того, как индийские мусульмане взяли курс на выделение мест компактного проживания мусульман в отдельное государство.

Идеями Ататюрка пользовались и главный идейный вдохновитель индийских мусульман Мухаммад Икбал, и их политический лидер – глава Всеиндийской мусульманской лиги Мухаммад Али Джинна.

В уже независимом Пакистане его идеям в деле построения общества и государства пытались следовать президенты Аюб Хан и Первез Мушарраф. Особенно им нравилась идея отделения религии от государства.

Чего не поняли сторонники халифата и пан-исламизма, так это то, что хотя каждый османский султан был так же и халифом и, следовательно, религиозным и политическим лидером всех мусульман мира практически Османская империя все меньше и меньше соответствовала этой роли. Реформы Танзимата, когда наряду с религиозным законодательством было введено общегражданское, скопированное с западных образцов, фактически означали, что империя уже не является теократическим государством.

Да и в более ранние времена территориальная экспансия проводилась османами в основном ради расширения границ государства. Османская империя славилась неслыханной по меркам средневековья толерантностью, где карьеру могли свободно делать и христиане, и иудеи.

Принятие ислама иноверцами в основном служило пропуском в османскую правящую элиту, которая благодаря именно таким людям мыслила не абстрактными религиозными категориями, а сугубо прагматическими.

В период своего наибольшего расцвета Османская империя занимала территорию более чем в два миллиона квадратных километров, простираясь от южной Европы Северной Африки на Западе до берегов Персидского залива на востоке.

Территориальная экспансия закончилась после поражения османов под Веной в 1683 году, и после этого более 200 лет их государство медленно умирало, теряя территорию за территорией.

К началу 20 века турецкое общество и народ были не в силах нести имперское бремя и отказались от халифата.

Объявлением республики Мустафа Кемаль вообще лишил индийских мусульман всяких ориентиров.

Последним всплеском активности халифатистов в Индии стало восстание мапилла - мусульманской общины народа малаяли в Южной Индии.

Восставшие провозгласили создание Халифата во главе с 70-летним Али Мусальяром. Затем во главе восстания встал Хаджи Кун Ахмед.

Англичанам удалось подавить его в конце 1921 года, но репрессии восставших против индуистов вызвали раскол в антиколониальном движении и в дальнейшем мусульмане Индостана взяли курс на создание своего отдельного государства.

Ильдар Мухамеджанов

Понравилась статья? Сделайте, пожалуйста, репост!

Социальные комментарии Cackle