• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ибн Ханбал и ханбалиты

Время чтения: 3 мин
7141

Имам Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбал аш-Шайбани является основателем одного из четырех признаваемых всеми мусульманами мазхабов – ханбалитского, который считается самым консервативным.

Основные последователи этого мазхаба проживают в странах Персидского залива, Ираке и Сирии. Многие считают, что его учение является основой для салафизма, но это не так. Так называемые салафиты не признают мазхабов вообще, считая их «нововведениями». Ибн Ханбал же не только признавал, но и руководствовался теоретическими разработками Абу Ханифы и имама Шафии.

Ибн Ханбал родился в 778 году в Багдаде, столице халифата Аббасидов, но его родители были родом из Мерва (расположен на территории современного Туркменистана)

В 10 лет он уже был хафизом Корана и начал изучение хадисов. В Багдаде он встретил имама Шафии, у которого изучал основы и источники фикха.

Из-за того, что его отец рано умер ибн Ханбалу пришлось самому зарабатывать себе на жизнь и чтобы платить за учебу у имама Абу Юсуфа – самого лучшего ученика имама Абу Ханифы.

Через несколько лет его уровень знаний уже позволял ему иметь независимое мнение по тем или иным вопросам религии (иджтихад), а еще через несколько лет он покинул Багдад и уехал в Мекку, а также посетил Йемен и Сирию.

В Мекке оно возобновил учебу у имама Шафии.

После смерти Шафии в 820 году ибн Ханбал сосредоточился на преподавании хадисов и усуль-аль-фикх и приобрел себе множество учеников.

Его современники сообщают, что он продолжал вести аскетичный образ жизни, не соблазняясь богатством и дорогими подарками, довольствуясь скромным доходом преподавателя. Кроме всего прочего его перу принадлежит «Книга аскетизма» («Китаб аз-зухд»), где изложены его взгляды на то, как должен жить богобоязненный мусульманин.

Он отказывался принимать какие-либо деньги от политических деятелей того времени, что свидетельствует о его подлинной духовной независимости.

Эту независимость он подтвердил во времена халифов аль-Мамуна и аль-Мутасима, которые находились под влиянием философии мутазилитов.

Их учение опиралось в большей степени не на священные тексты, а на рациональную философию, основанную на взглядах древних греков. Главный пункт их учения – о сотворенности Корана противоречил ортодоксальному исламу, который учит, что Коран – это слова Аллаха, переданные через ангела Джибриила, мир ему, пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

Ибн Ханбал отвергал учение мутазилитов и поэтому был арестован и в цепях предстал перед халифом аль-Мамуном. Когда он, в присутствии правителя вновь отказался признать еретические концепции мутазилитов, его подвергли пыткам. В 833-834 годах, он за свои убеждения находился в тюрьме.

После того как к власти в халифате в 847 году пришел аль-Мутаваккиль преследования последователей ортодоксального ислама прекратились. В последние годы своей жизни ибн Ханбал продолжал свою ученую и преподавательскую деятельность и снискал себе огромную популярность.

Как свидетельствует Абу Дауд, другой знаменитый собиратель хадисов, чей «Сунан» входит в число шести самых достоверных сборников Сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, учившийся у ибн Ханбала, его занятия были в основном посвящены будущей жизни, поэтому он очень редко обсуждал земные дела.

Согласно ханбалитскому мазхабу верующий должен в первую очередь руководствоваться Священным Писанием. Так как Господь говорит словами и буквами то верующий должен принимать все, как сказано в священных текстах.

При выработке своего мнения по тем или иным религиозным вопросам ибн Ханбал целиком полагался на мнение сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как, по его мнению, последующие поколения, даже исходя из благих намерений, не могли быть на их уровне.

Там, где мнения сподвижников расходились, он опирался на текст Корана и поэтому не признавал суждение по аналогии. Ибн Ханбал признавал согласное мнение (иджма) лишь первых трех поколений мусульманских ученых. Умер ибн Ханбал в Багдаде в 855 году. По преданию на его погребальную молитву пришло 800 тысяч человек.

Ильдар Мухамеджанов

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями на Facebook.

Социальные комментарии Cackle