• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Врата Судного дня", «Даг-Бары», Кубачи - места, которые обязательно стоит посетить в Дагестане

Время чтения: 12 мин
5269

ОРИГИНАЛ ПУБЛИКАЦИИ

Пауло Коэльо в известном произведении «Дневник мага» обращал внимание читателя на важность и необходимость путешествия как для физического спокойствия, так и для внутреннего умиротворения: «Когда человек странствует, он, сам того не замечая, переживает второе рождение. Он то и дело попадает в новые для себя ситуации, дни его долги, вокруг чаще всего звучит неведомый ему язык. Он подобен младенцу, только что покинувшему материнскую утробу...».

Но путешествовать нужно с умом. И речь идёт не только о предварительном знакомстве с культурой и обычаями, характерными для той или иной местности и народа, но и о поиске действительно интересных мест. К тому же, продумывая географию своего путешествия, не забывайте о том, что и в России есть очень много не просто красивых и живописных мест, но уникальных памятников культуры, наследников давно ушедших империй, которые притягивают внимание специалистов и простых любителей путешествий со всего мира.  

Мы решили немного облегчить вам подготовительную работу к предстоящему вояжу и подобрали для вас топ-8 мест, расположенных в Республике Дагестан, о которых вы, скорее всего, даже и не знали, но точно никогда не простите себе, если не проникнитесь их духом и не проведёте там чудесные часы и дни своего отпуска.

Мечеть Юсуф Бей Джами

Мечеть Юсуф Бей Джами является Центральной Джума-мечетью Махачкалы. Построен мусульманский храм был при участии турецких мастеров по образу Голубой мечети в Стамбуле. Но, в отличие от турецкого молельного дома, в махачкалинской мечети были использованы изразцы светлых тонов, что придало ей дополнительный свет.

Строительство будущей Центральной мечети в Махачкале началось в 1996 году и заняло всего лишь один календарный год. Тогда максимальная вместительность зала была не более 8 тысяч прихожан за раз. Тогда и было принято решение расширить мечеть. Горожане сами изъявили желание собрать необходимые средства, и уже в 2005 году началась реконструкция.

Два года спустя, в июле 2007 года, прошёл телемарафон, благодаря которому на расширение мечети и благоустройство прилегающей территории было собрано порядка 25 миллионов рублей. Благодаря пристраиванию новых крыльев мечеть расширялась с каждым годом, не нарушая при этом эстетическую гармоничность архитектурного ансамбля. На сегодняшний день Джума-мечеть вмещает разом до 15 тысяч верующих.

Отдельного внимания и восхищения заслуживают архитектура и уникальная роспись мечети. Стены Джума-мечети расписаны узорами и цитатами из Корана. В мусульманских святилищах не разрешено изображать людей и животных, поэтому орнамент исключительно растительный или абстрактный, геометрический. Витиеватые узоры украшают также арки, колонны и своды. Настоящие произведения искусства и дамасские люстры, самая большая из которых весит почти целую тонну.

Молитвенный зал на первом этаже с ковриками зелёного цвета предназначен для мужчин. Здесь же хранятся священные чётки и богословские книги на арабском и русском языках. Женщины молятся в зале с красными коврами на втором этаже. При мечети функционирует учебный центр, в котором проводятся курсы обучения основам религии, чтению Корана, совершению намаза, также в нём устраивают тематические конкурсы и встречи.

Крепость Нарын-Кала

Крепость Нарын-Кала, горы, каменные дома с глинобитными полами и напольными очагами – всё это лишь малая часть того, что ежегодно привлекает в Дербент множество людей со всех уголков земли. Это единственный город античной эпохи, сохранившийся на своём историческом месте, среди всех городов Российской Федерации.

Это старейшая крепость в России, которая, будучи мощнейшим оплотом на всём Северном Кавказе, была основана в VI веке персами. Тогда город находился под властью Сасанидской империи. Есть немало версий о том, что же означает название Нарын-Кала. Наиболее популярным является мнение, что Нарын-Кала в переводе с тюркских языков означает «солнечная крепость».

В V-VI вв. иранские цари из династии Сасанидов развернули на Восточном Кавказе грандиозное фортификационное строительство, призванное защитить цивилизации Передней Азии от новых волн кочевников — гуннов и хазар. Монументальным свидетелем этой эпохи и выдающимся памятником оборонительной архитектуры является Дербентский оборонительный комплекс, поражающий своей грандиозностью, величием и мощью.

Он включал в себя цитадель, две длинные городские стены, которые полностью перекрывали проход и уходили в море, образуя искусственную гавань. Именно эта крепость и превратила город в «Закрытые ворота». Её двойные стены, которые спускались к самому Каспию, позволяли полностью контролировать узкий прибрежный проход от моря на юг, к Персии. С трёх сторон крепость защищали крутые горные утёсы, а в стенах на расстоянии около 25 м друг от друга были выстроены башни.

Внутри самой крепости Нарын-Кала находились конструкции, необходимые для того, чтобы выдерживать осаду: в частности, объёмный резервуар для питьевой воды, большей частью уходящий под землю. В случае осады воды защитникам могло хватить на полгода. Правда, «непокоряемой» крепость не считалась никогда: несколько раз она всё-таки пала под натиском осаждающих. Западные ворота Нарын-кала назывались «Воротами позора»: именно через них из крепости сбегали бесчестные военачальники, когда удача отворачивалась от защитников. Кроме того, здесь можно найти несколько ещё более интересных и старых руин.

Дербент: Великая Кавказская стена «Даг-Бары»

От цитадели Нарын-Кала в горы на 42 км уходила Великая Кавказская стена. Горная стена Даг-бары, построенная в VI веке арабами, наряду с Дербентской крепостью и городскими стенами составляла грандиозную оборонительную систему. Начало своё она брала у юго-западного угла цитадели Нарын-кала и далее тянулась на запад на расстояние более 40 км. На всём этом промежутке стена была укреплена с помощью целой системы фортов и полуфортов. К сожалению, уже к X веку Даг-бары потеряла своё оборонительное значение и была обречена на тысячелетнее разрушение.

Ещё два века назад офицеры царской армии описывали стену и форты, расположенные на расстоянии 150-200 метров друг от друга. Сейчас же стены как единого целого уже не существует. На данный момент Даг-бары представляет собой разрушенные руины, а о её былой надёжности нам безмолвно повествуют лишь различные письменные источники, описания и чертежи путешественников.

Горная стена Даг-бары, которую по праву называют Великой Кавказской стеной, составлявшая грандиозную оборонительную стену, защищала народы Закавказья и Передней Азии от набегов воинственных кочевников; в настоящее время сохранилась на 20-30%. Это участок у селения Митаги и небольшие участки селений Камах, Зидьян, Бильгади, Хапиль. Поражавшее ранее умы учёных, воителей и архитекторов чудо древности, утратило своё былое величие, но осталось в веках, как удивительный памятник военно-фортификационного мастерства.

Кубачи

Кубачи – это большое село в горах Дагестана, которое известно на всю России и мир своими мастерами, которые обладают древними навыками создания неповторимых и прочнейших ювелирных изделий. Посетив этот аул, можно также лицезреть и богатейшие традиции великолепной резьбы по камню и дереву, оружейного производства. Тюркское название «Кубачи» означает «кольчужники», а до XV века поселение и вовсе носило персидское название «Зирихгеран».

Если обратиться к бытующей среди местного населения легенде, то можно узнать, что двурогий шлем Искандера Зулькарная (так горцы называли Александра Македонского) смастерили именно в этих краях.

Самая главная достопримечательность этого села – сами люди, их самобытность, сохранившаяся средневековая городская архитектура, которая погрузит вас в далёкое прошлое и позволит приоткрыть завесу и познакомиться с народными промыслами и ремёслами местного населения. Здесь запросто можно увидеть на улице человека, облачённого в традиционный национальный костюм, а на женщинах – изобилие ювелирных украшений, передающихся из поколения в поколение.

К тому же в каждом доме вы обнаружите домашний музей, где хранятся образцы ювелирного искусства, чеканная посуда, изящные кувшины, ковры, одежда и многое другое — память о нескольких поколениях семейного древа. Также каждый житель села Кубачи с детства до глубокой старости постоянно что-то мастерит у себя на дому: вяжет, вышивает, вырезает, гравирует буквально все.

Особого внимания путешественников заслуживают лабиринты узких улочек, которые ведут своих путников в тоннели под домами и мостиками-перешейками. Повсюду, если внимательно присмотреться, можно насладиться резными каменными архитектурными детали, лицезреть деревянные и кованые аксессуары.

Дербент: «Врата судного дня»

Неприметный грот в стенах древней цитадели Дербента, культовое сооружение, которое арабы называли «Баб-иль-Киям», то есть воротами судного дня, и считали вратами в потусторонний мир. Ещё в начале XVIII века Дмитрий Кантемир, сопровождавший Петра Первого в Персидском походе по Каспию (лето 1722 года), в своих дневниках со слов жителей Дербента с восхищением описывал этот культовый памятник. Однако памятник был возвращён к жизни из долгого небытия не так давно благодаря изысканиям и кропотливой работе местных археологов.

Понять, что за древний экспонат находится перед глазами, помогли сохранившиеся фрагменты старинной городской каменной стены, которая когда-то проходила от цитадели Нарын-Кала до берега Каспийского моря. Более тысячи лет назад это место считалось порталом, который открывал проход в потусторонний мир. По словам руководителя археологической экспедиции профессора Гаджиева, «обнаруженный исторический объект относится ко времени, когда Дербент становится одним из центров суфизма». Именно здесь суфии совершали свои ритуальные обряды. Эту теорию подкрепляют и найденные на месте исследования культовые объекты.

«Ворота судного дня», этот архитектурно-ландшафтный объект охраняется государством как объект мирового наследия ЮНЕСКО. Однако это не мешает раскопкам, которые проводятся сейчас и будут длиться на протяжении ещё многих лет. «Ворота Судного дня» – это лишь одна из загадок не только древнего Дербента, но и мусульманской цивилизации, которая требует досконального изучения.

Сулакский каньон

Природа Дагестана удивительна и неповторима, а её изюминкой является Сулакский каньон. Он поражает своими масштабами и великолепием открывающихся взору картин, которые остаются в памяти на всю жизнь, врезаясь в сердце бесповоротно. Ежегодно здесь появляются десятки туристических маршрутов, хотя еще недавно об этих местах было мало известно не только в мире, но и в странах бывшего СССР.

Каньон расположен в восточной части Дагестана и растянулся на 53 километра от Гимринского хребта в Унцукульском районе через Буйнакский и Казбековский районы. Заканчивается каньон Чирюртским водохранилищем. В районе Чиркейского водохранилища глубина каньона достигает отметки в 1920 метров, что превышает глубину Гранд-Каньона в Колорадо, США. По своей глубине Сулакский каньон во всём мире уступает лишь Каньону Котауси, расположенному в Андских горах в Перу.

Сулакский каньон условно делится на три отдельных каньона, с чередующимися между ними расширениями. Главный каньон имеет длину 18 километров, а Чиркейский и Миатлинский каньоны, расположенные друг за другом, отличаются немного меньшей длиной и шириной.

Помимо умопомрачительных и захватывающих дух горных пейзажей, Сулакский каньон поражает бирюзовым цветом речной воды, который больше напоминает цвет воды тропических морских курортов. Восточный край каньона представляет собой горное плато, круто обрывающееся в пропасть, на дне которой и протекает река Сулак.

Крепость Кала-Корейш

Кала-Корейш, одно из старейших поселений на Северном Кавказе, было важным центром распространения ислама по всему региону. Несмотря на тот факт, что сегодня это город-призрак, внимание и интерес со стороны паломников и туристов только увеличивается с каждым днём.

История поселения Кала-Корейш отправляет нас в VII век, когда Арабский Халифат добрался до территории современного Дагестана. Укреплённое поселение было основано членами племени курайшитов, к которому принадлежал и Пророк Мухаммад. Отсюда и возникло название самого города – Кала-Корейш.

Расположен посёлок в очень живописном, но труднодоступном месте – на самой вершине горы, окружённый пятью реками и своеобразным ограждением из отвесных скал. Добраться до Кала-Корейш можно лишь по узенькой дороге, которая ведёт путешественника через хребет горы. Такая недосягаемость позволяла жителям крепости держать под контролем торговые пути и сделало поселение Кала-Корейш наряду с Дербентом одним из главных центров распространения ислама в Дагестане и на всём Северном Кавказе.

К культурным ценностям Кала-Корейш относятся развалины крепости, полуразрушенная мечеть XI века, мавзолей последнего правителя (уцмиев) государства Кайтагское уцмийство и древнее кладбище, где хоронили дворян и простых смертных.

А недалеко от поселения можно найти руины придорожной гостиницы для путешественников, выполненной в восточном стиле. Такие сооружения более известны под названием караван-сараи. Именно это здание, которое расположилось недалеко от Кала-Корейша, было построено в XV веке и оказалось довольно нетипичным для региона: ведь всем известно, что дагестанцы предпочитают останавливаться в домах своих родственников или друзей.

У самого входа в посёлок виднеется небольшой каменный холм, на котором растут деревья, украшенные платочками и лентами. Если верить легенде, то когда-то здесь была похоронена местная девушка. В древние времена пока все жители были на намазе в мечети, город атаковали враги. Эта девушка была единственной, кто сдерживала воинов до тех пор, пока не прошло время молитвы, ценой собственной жизни.

Бархан Сары-Кум

Парадоксальное явление природы – бархан Сары-Кум – нашло свой приют всего в 30 км от Махачкалы. Огромное скопление сыпучего песка среди степи до сих пор вызывает недоумение у специалистов по всему миру. Существуют несколько версий появления Сары-Кума, одна из которых гласит, что такое огромное количество песка принёс мощный ураган из среднеазиатских степей. Наиболее вероятным кажется версия, предполагающая, что бархан образовался вследствие возникновения ветров, которые выдували песок с окрестных гор миллионы лет.

Но есть и народный фольклор, согласно которому появление бархана связанно с именем влюблённого юноши Ибрагима, потратившего всю свою жизнь, чтобы добиться любви девушки. Другая легенда гласит, что бархан насыпали воины Надир-шаха, каждый из которых принёс песок в своём шлеме. Их было так много, что появился огромный бархан.

Бархан Сары-Кум уникален по многим причинам. В первую очередь, это единственная пустыня на территории России. Так же это второй по величине бархан в мире – выше него только Большой Эрг в Сахаре. Бархан окружен степью, а его высота достигает 252 метров. Есть свидетельства, что в 1878 году он был высотой почти 500 метров. К сожалению, бархан разрушается и за последние полвека он потерял почти 18 м.

Климат бархана уникален и отличается от климата степи, в которой он находится. Здесь самая высокая среднегодовая температура, очень мало осадков, а в целом климат в этой местности гораздо ближе к континентальному. Пески впитывают влагу из атмосферы, глина же, на которой стоит бархан, не пропускает её и поэтому бархан питает множество родников у своего подножия.

Насладиться барханом приезжали многие известные личности, среди которых Михаил Лермонтов, русский хирург Николай Пирогов, балерина Мая Плисецкая, художник Иван Айвазовский.

А для любителей кинематографа мы особенно советуем посетить бархан Суры-Кум, поскольку именно здесь и прошли съёмки популярного советского фильма «Белое солнце пустыни».

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle