• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Караванная торговля, или как ислам связал Восток и Запад

Время чтения: 6 мин
448

Фото: elements.envato.com/ vinnikava

Фото: elements.envato.com/ vinnikava

Значение энергоносителей в современном мире трудно переоценить. От газа и нефти зависит энергетика множества стран земного шара. Наибольшее количество доказанных запасов нефти приходится на Саудовскую Аравию, Канаду, Иран, Ирак, Кувейт, Венесуэлу и Россию. По разведывательным данным о содержании запасов природного газа также выделяется Ближний Восток и страны СНГ. Невооруженным взглядом можно заметить ведущую роль мусульманских стран в снабжении мира энергоресурсами.

В попытке защитить собственные интересы экспортеры объединяются в союзы. Наиболее известный – Организация стран-экспортеров нефти ОПЕК (Organization of the Petroleum Exporting Countries), куда входят 13 стран, подавляющее большинство которых принадлежат мусульманскому миру. Но реальные связи не ограничиваются ресурсами и включают в себя другие формы экономического сотрудничества. Например, в 2013-2020 годах динамика торгового оборота России с такими странами, как Турция, Египет, ОАЭ, Иран и Саудовская Аравия исчисляется в миллиардах долларов и показывает тенденции роста.

Все это говорит о том, что и сегодня исламский мир является важной транзитной цивилизацией. С транзитом разнообразных товаров происходит не только экономический, но и социально-культурный обмен между народами, странами, государствами, регионами, и даже целыми цивилизациями.

В первые века своего существования исламский мир стал своеобразным «промежуточным континентом» между разными частями мира. Зародившись в Аравийской пустыне, исламская цивилизация расширилась благодаря народам, населяющим Ближний Восток.

Распространение ислама среди аравийских кочевников – бедуинов, в силу численности и боевого потенциала, сделало их «материей ислама», по словам второго праведного халифа Умара. Но перенаселенная пустыня вокруг бедуинов, живущих за счет разведения верблюдов, изгоняла из своих пределов избыток кочевников.

С правления праведного халифа Умара в 634-644 годах начинается стремительное продвижение бедуинов по дорогам, ведущим на Запад: Синайский мост и узкая лента Нила не оказались препятствием на пути в Сахару и страны Магриба, вплоть до Испании. Пустыня Сахара оказалась естественным продолжением Аравийской пустыни по ту сторону Красного моря.

Исламская цивилизация почти тысячелетие контролировала дороги, которые связывали Европу с Дальним Востоком и Западной Африкой. Караваны верблюдов перевозили огромные грузы. Сухопутные торговые маршруты, пролегающие по Великому шелковому пути, соединяли древние города, являвшиеся сердцем мусульманской экономики и торговли.

На всем пути следования располагались караван-сараи – места для отдыха, служившие кровом и стоянкой для путешественников, которые помогали осуществлять грандиозную торговлю от Тихого до Атлантического Океана.

Фото: elements.envato.com/ eAlisa

Фото: elements.envato.com/ eAlisa

Большие и малые города наводнялись товарами со всего света. Ярмарки, магазины, базары были полны изделий, произведенных в разных центрах торгового пути. Благодаря огромному пространству, которое охватила исламская цивилизация, экспорт товаров не знал границ.

Именно благодаря исламу распространяются бумага и компас, арабские цифры и порох, лекарственные растения и болезни – холера и чума пришли в Европу из Индии и Китая. Арабские географы, которые часто путешествовали с торговыми караванами, сохранили довольно точное описание городов и культуры народов, живших на всем протяжении пути движения каравана.

Караванная торговля, связывающая Юго-Восточную Европу, Кавказ и Иран с Монголией и Китаем приобрела огромное значение в эпоху правления Саманидов (875-999 годы). Торговля через Среднюю Азию с Китаем вполне оправдывала свое название «Шелковый путь», так как основным китайским товаром был шелк.

Фото: elements.envato.com/ olegbreslavtsev

Фото: elements.envato.com/ olegbreslavtsev

Он был необходим не только женщинам, но и мужчинам – шелковое белье спасало от вшей. В обмен на него из Средней Азии вывозилось дорогое самаркандское стекло, не имевшее в то время аналогов на Востоке.  

Европа, Азия и Африка импортировали большое количество товаров мусульманских стран, включая изделия из шелка, ковры, глазурованное стекло, обработанную кожу разных сортов, гончарные изделия, иллюстрированные рукописи, дамасские мечи, а также мусульманский трикотаж и даже мыло.

Любопытно, что эта торговля оставила свои следы во многих европейских языках, в которых до сих пор существуют такие слова как «базар», «магазин», «караван», «тариф», заимствованные из языков мусульманских народов.

Если первоначально караваны были элитными и перевозили в основном предметы роскоши, то при Саманидах наиболее значимыми в торговле становятся товары первой необходимости: продукты питания, сырье, скот, кожа, сахарный тростник, хлопок, береста, лекарственные растения и другие.

Среди товаров, экспортируемых на Восток, важное место занимали янтарь, шерстяные юбки, железо, свинец, ртуть. Караваны были разного размера: от нескольких десятков до нескольких сотен вьючных единиц.

Фото: БИА, Ринат Нуриев

Фото: БИА, Ринат Нуриев

Одним из самых больших для своего времени караваном был караван, направленный в 922 году от правителя Абассидского халифата ал-Муктадира к царю древних булгар. В нем находилось три тысячи вьючных единиц – лошадей и верблюдов – и пять тысяч человек. Караван прошел нелегкий путь из Багдада в Бухару, а потом из Бухары в Волжскую Булгарию. Конечно, это было не рядовое событие – помимо торговой цели, данный караван представлял и дипломатические и политические интересы средневекового государства.

На единой по религии территории Халифата торговля регулировалась хорошо развитым законодательством. Ислам придает большое значение рынкам как важному механизму экономики. Согласно шариату, не должно быть препятствий для получения информации о спросе и предложении. Коран также запрещает дискриминационные сделки. Уже в то время существовали торговые дома – объединения купцов, именно они совместно снаряжали и отправляли караваны.

Исламские города были не только центрами транзитной торговли, но и цитаделями разума, благодаря расположенным вблизи мечетям, медресе и университетам. Язык Корана, ставший основой «литературного» арабского языка, общего для всех мусульманских стран, способствовал развитию единой культуры. Успехи мусульманской культуры особенно наглядно проявились в науке, о чем говорят достижения в алгебре, геометрии, физике, химии и фармакологии. Именно благодаря арабам Европа узнала многие достижения античной культуры.

После открытия Америки главными торговыми путями стали маршруты, связывающие Старый и Новый свет, и мусульманская торговля перестала иметь такое важное значение, как до эпохи великих географических открытий. Однако, сегодня ислам исповедует четвертая часть населения всего земного шара, и религия является самой быстрорастущей во всем мире. Данное положение стало закономерным итогом деятельности исламской цивилизации в качестве «промежуточного континента», соединяющего не только Восток и Запад, но и Север и Юг. Еще одной формой движения исламской цивилизации стало паломничество в Мекку и Медину, объединяющее мусульман со всего мира.

Динар Зигангиров

Социальные комментарии Cackle