Значение слова «джихад» в классическом арабском языке
В энциклопедическом словаре классического арабского языка «Лисан аль-’араб» («Язык арабов»), принадлежащем перу имама и великого ученого лингвиста Ибн Манзура, отчетливо раскрывается разносторонность и многогранность термина «джихад».
Слово «джихад», в своей основе из корневых букв «джим», «hа» и «даль» (дж + h + д), согласно ибн Манзуру, несет следующие смысловые значения:
– рвение;
– старание;
– усилие;
– прилежание;
– приложение всех сил;
– отдача всех сил;
– способность;
– труд;
– напряжение;
– самоотдача;
– энергия;
– тяжесть;
– трудность;
– борьба;
– война;
– утомление;
– истощение;
– исследование.
В труде «Кораническая лексика», принадлежащем выдающемуся мусульманскому ученому мужу Абу аль-Касему аль-Хусейну Мухаммаду ибн аль-Муфаддалю (более известного как ар-Рагыб аль-Исфахани) отмечается, что слово «джихад» в Коране, равно как и другие однокоренные с ним слова, несет в себе значение тяжкого труда, приложения сил и усердия. Основываясь на этом утверждении, ар-Рагыб аль-Исфахани считает, что «джихад» – это три составных элемента одного явления, а именно - усердие, путем противостояния той или иной неординарной ситуации.
В толковом словаре арабского языка «Мухит аль-Мухит» под редакцией Бутруса аль-Бустани к известным значениям этого слова добавляется еще одно, новое значение – «сражение».
О роли омонимии и полисемии в раскрытии подлинного значения термина «джихад»
Среди коранических наук, постижение которых дает ключ к пониманию сути Священной Книги, особое место занимает отрасль языковедения, известная как омонимия и полисемия. Это греческие термины. В арабском звучании данная наука называется «аль-Вуджух ва ан-Наза’ир» т.е. , «смыслы и подобия». Омонимия – это разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка. Полисемия же – это наличие у слов разных исторически связанных значений, т.е. речь идет о многозначности или многовариантности значений (два или более) одного и того же слова, которые взаимосвязаны как по смыслу, так и по написанию. Именно полисемия дает возможность раскрыть подлинный смысл того или иного слова, употребленного в Священном Коране, в совершенно разных значениях.
Осознавая важность этой отрасли коранического знания, мусульманские ученые, деятели раннего периода исламской истории составили сборники, которые практически все имеют одно и то же название: «Смыслы и подобия слов в Благородном Коране».
Наиболее ранним трудом в этой области коранических наук, доступным исследователям в печатном варианте, является произведение Мукатиля ибн Сулеймана аль - Балхи (умер в 150 г. по Хиджре, к 760 г. от Р.Х.) «Смыслы и подобия слов в Благородном Коране».
Согласно его мнению, слово «джихад» в Священном Коране употребляется в 3-х значениях:
– усилие на божьем пути с помощью слова;
– борьба с оружием в руках;
– рвение и деяния на божьем пути.
Хотя можно говорить о том, что толкование слова «джихад» в значении «усилие на божьем пути с помощью слов», идентично категории «рвение и деяния», все же нужно обращать внимание, что в кораническом тексте, каждое из значений слова «джихад» имеет совершенно разные значения.
В первом случае речь идет об идеологической борьбе, пропаганде своих взглядов, диспуте и дискуссии.
В другом же случае, речь идет о деяниях, действиях на божьем пути, как-то рытье источников пресной воды, строительство моста, обучение грамоте, распространение слова Божьего и т.д.
Ученый муж, знаток коранических наук Абу Хилял аль-Хасан ибн Абдуллах аль- Аскари (умер в 395 г. по Хиджре) в своем труде «Смыслы и подобия слов в Благородном Коране» делает акцент на том, что термин «джихад» был неизвестен в доисламскую эпоху.
Согласно мнению еще одного авторитетного знатока коранических наук, имама Абу Абдулаха аль-Хасана ибн Мухаммада ад-Дамегани (умер в 478 г. по Хиджре), слово «джихад» в Священном Коране употребляется в трех контекстах. К слову, его труд называется «Смыслы и подобия слов Книги Всемогущего Аллаха».
Итак, по его мнению, первое значение этого слова, употребляемого в Священном Коране - это труд, деяние, усердие, старание, приложение сил.
В подтверждении это мысли он приводит следующий аят:
«И тот, кто проявит рвение, тот проявит рвение ради себя. Поистине, Аллах состоятелен (настолько), что не нуждается в мирах».
(аят 6 суры «Паук»)
В этой же суре Всевышний Творец говорит:
«И тех, кто радеют ради Нас, Мы поведем их прямо на Наши пути. И, поистине, Аллах с добродеяющими!»
(аят 69 суры «Паук»)
В суре «Паломничество» Всевышний Творец (Велик Он и Всемогущ!) указывает, что деяние ради довольствия Всевышнего Господа миров (Велик Он и Всемогущ!) должно совершаться с искренним намерением, по установленным правилам, без ущемления чьих-либо прав и нарушения закона:
«Ревностно деяйте ( на пути ) Аллаха истинным рвением. Он избрал вас и не возложил на вас в религии ничего трудного, в религии отца вашего Ибрахима. Он назвал вас мусульманами прежде и теперь, для того, чтобы Посланник был свидетелем о вас, а вы – свидетелями о людях. И исполняйте же молитву и давайте очистительную милостыню и крепко ухватитесь за Аллаха, Он – ваш покровитель. И Он – лучший
покровитель и лучший помощник»
(аят 78 суры «Паломничество»)
Это же слово несет в себе значение «старание, борьба с помощью слова», т.е. говоря современным языком, речь идет об идеологической борьбе, агитации, пропаганде, популяризации идеи.
В частности об этом говорится в 52 аяте суры «Различение»:
«Не повинуйся неверующим, но веди его с ними упорную войну».
Под словом «его» в этом аяте, как говорит один из выдающихся толкователей Корана имам Джалял - уд- Дин Мухаммад ибн Ахмад ибн Мухаммад аль-Махалли, подразумевается сам Коран, Слово Творца. Проще говоря, борись, препирайся с ними аргументировано, доказывай свою правоту с помощью Корана.
Об этом же речь идет и в главе «Покаяние»:
«О, пророк, ревностно действуй против неверующих и лицемеров и будь жесток с ними. Жилищем им будет ад. Какое ужасное местопребывание!»
(аят 73 суры «Покаяние»)
Здесь речь идет о тех, с кем необходимо вести идеологическую борьбу с использованием фактов, доводов, аргументов: таковыми являются лицемеры (т.е. «лжеверующие») и безбожники, отрицающие Бога как такового и, при этом, противостоящие распространению Веры.
Третье значение термина «джихад», по мнению имама ад-Дамегани, это борьба с помощью оружия. Она ведется строго по определенным прописанным правилам против тех, кто нарушил ранее заключенные совместные договоренности, соглашения. Также речь идет о противостоянии тем, кто готовит агрессию, о тех, кто уже совершил агрессию или об обороне своего отечества. Об этом говорится в следующем кораническом отрывке:
«Те из правоверных, которые остаются в домах своих без уважительной причины, не будут уравнены с теми, кто ревностно подвизается на пути Аллаха, жертвуя своим имуществом и душами. Ревностно деяющим, жертвуя своим имуществом и душами, Аллах дал высшее положение перед оставшимися дома. Аллах всем дал прекрасные обещания: ревностно подвизающимся же Он определил высшую награду перед теми, которые остаются дома»
(аят 95 суры «Женщины»)
А также в 12-13 аяте суры «Ряды»:
«Веруйте в Аллаха и пророка Его и жертвуйте для пути Аллаха имуществом вашим и душами вашими: это будет для вас лучше, если вы только понимаете. 12. Он простит вам грехи ваши и введет вас в райские сады, под которыми текут реки, и в прекрасные жилища в Эдемские садах. Это – великое блаженство. 13. И (Он дарует вам ) еще другие блага, желаемые вами: помощь от Аллаха и близкую победу. И возобрадуй же весть благой правоверных»
Фарид Салман
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.