Джихад в Исламе (часть 2)
Летом 9 года по хиджре или 630 по григорианскому летоисчислению Господь миров и Всемогущий Творец (Велик Он и Славен!) даровал своему Посланнику Мухаммаду (да благословит его Аллах и да приветствует!) и мусульманам великое испытание веры.
В Лучезарную Медину, которая на тот период являлась городом–государством Ислама, вместе с многочисленными торговыми караванами приходили вести о военных приготовлениях Византии. Как явствовало из информации, византийцы хотели выступить походом на Медину. В этих условиях Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) объявил всеобщую мобилизацию. Это решение было принято при очень тяжелом положении молодого мусульманского государства. Мусульмане испытывали большие экономические трудности. Общественная и политическая ситуация в Медине также была очень напряженной: мунафики, т. е. лицемеры, сеяли среди населения панику, распространяли самые невероятные слухи и сплетни. Бедуины также не отставали от лицемеров: они просили Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!), освободить их от участия в походе. Так, приготовления к оборонительным действиям стали показателем настроений в обществе, своего рода шкалой определения крепости веры у мусульман и критерием по выявлению двуличия лицемеров. Несмотря на всяческие трудности, открытое противоборство и скрытное противодействие, мусульмане во главе с Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует!), выступили в поход, в направлении Табука. Целью похода было отражение вероятного вторжения византийских войск на территорию молодого мусульманского государства. С большим трудом войско мусульман достигло Табука, приграничной территории. Дальше, на север шли территории, подвластные Византии. В Табуке, Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) и его войско находились 20 дней. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!), не пожелал переходить границу между двумя государствами, а византийцы, в свою очередь, не стали двигаться в направлении мусульман. Цель продемонстрированной готовности - отразить вероятную византийскую агрессию, несмотря на все лишения, трудности и испытания, была достигнута.
Едва на горизонте показались знакомые очертания Лучезарной Медины, мусульмане услышали одно из великих и необычных, напомненных огромной мудростью речей Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!)
Именно в этот момент досточтимый Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует!) в присутствии своих верных сподвижников произнес свое знаменитое изречение:
«Мы возвращаемся с малого джихада к великому!»
В благородном пророческом слове термин «джихад» употреблен именно в смысле военной экспедиции, имеющей чисто оборонительные функции.
Услышав эти благословенные слова Посланника Всевышнего (да благословит его Аллах и да приветствует!), его верные сподвижники изумленно воскликнули:
– О, Посланник Аллаха! Разве бывает джихад больше чем тот, что мы совершили?
На это Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!) ответил: « Это джихад против своего нафса (т. е. «эго») и своих страстей!»
Еще не успели они дойти до своих жилищ, поприветствовать родных и близких, совершить благодарственную молитву по случаю возвращения домой,... и вот они слышат из уст Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) новую великую истину: есть еще оказывается другой вид джихада, более величавый перед ликом Всевышнего (Велик Он и Славен!)
Табукская экспедиция происходила при тяжелейших погодных, экономических и логистических условиях. Ее цель заключалась в защите рубежей. Рассуждая здраво, можно подумать: куда уж больше? Однако, оказалось, что есть и более великие тяготы и лишения, которые мусульманин должен переносить. Значит, умозаключили сподвижники (да будет ими всеми доволен Всевышний Аллах!), этот вид джихада сопряжен с еще большими трудностями, проблемами и требует еще больше усилий.
Итак, с точки зрения Ислама, джихад – это действие, деяние, организация определенной схемы операций ради достижения поставленной задачи. Так, более-менее просто, можно дать расшифровку этого слова.
Слово «джихад», как и подавляющее большинство других терминов принятых к употреблению в мусульманской терминологии, арабского происхождения.
Это слово встречается в каждом из первоисточников Ислама: и в Благородном Коране и в Пречистой Сунне Пророка и Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!), т.е. в традиции жизненного пути и опыта божьего Посланника (да благословит его Аллах и да приветствует!)
Традиция же эта - есть образец жизненного пути, совокупность всех его благородных деяний, действий, слов, высказываний, предположений, одобрений и запретов.
Для комплексного раскрытия сути термина «джихад» обратимся не только к первоисточникам и основополагающим положениям Ислама, но и заглянем в классические словари арабского литературного языка.
Это необходимо сделать по одной простой причине: арабский язык, на котором снизошел Священный Коран и современный литературный арабский язык - это не одно и то же.
Продолжение следует
Фарид Салман
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.