10 граней великого джихада
Джихад — это организация определенной схемы действий ради достижения поставленной задачи. Так, более-менее просто можно дать расшифровку этого слова. Слово «джихад», разумеется, как и подавляющее большинство других терминов, принятых к употреблению в мусульманской терминологии арабского происхождения, встречается в каждом из первоисточников ислама: и в Коране, и в Сунне пророка. Для комплексного раскрытия сути термина «джихад» обратимся не только к первоисточникам и основополагающим положениям ислама, но и к классическим словарям арабского литературного языка.
Необходимо это сделать по одной простой причине: коранический арабский язык и современный литературный арабский язык, это не одно и то же. Вот простой пример: в Коране, в 19 стихе главы «Йусуф» говорится нижеследующее: «И пришел караван верблюдов с путешественниками, и послали они одного за водой, и опустил он свое ведро». В арабском классическом понимании слово «cайяратун» перево- дится как «караван верблюдов», однако в современном арабском языке это слово имеет совершенно иное значение и трактуется как автомобиль, что кардинально меняет смысл священного про- изведения. Исходя из этого, можно понимать так: «И пришла машина».
Само собой, это неверная и недопустимая интерпретация. О каком автомобиле может идти речь, если описываемое событие происходило несколько тысяч лет тому назад! Этот простой пример показывает, что значение арабского языка не гарантирует полноценного понимания значений и смыслов, вложенных в коранические стихи. Таким образом, простой перевод Корана с арабского на иной язык, просто неприемлем и недопустим. Для настоящего мусульманина — это страшный грех, для немусульманина же — это путь к неверной и далекой от истины интерпретации значений и смыслов Корана. Именно этот подход сработал в отношении термина «джихад».
С точки зрения традиционного ислама джихад — это всякое усилие, усердие, энергия, направленные на достижение человеком своего изначального природного естества, заложенного в него самим Творцом. Джихад — это борьба самого себя с самим собой. С точки зрения мусульманского мировосприятия природа человека такова, что он совершает ошибки, грехи. При этом совершаемые грехи настолько разнообразны, что они делятся по своей тяжести на великие или смертные грехи и грехи малые, менее тяжкие.
Кроме того, с точки зрения традиционного ислама великий джихад это:
- уберечь свой язык от упреков в адрес того, кто совершил добро;
- уберечь себя от произнесения вслух и про себя проклятий;
- уберечь себя от вовлечения в пустые беседы и сплетни;
- уберечь язык от любого злословия;
- уберечь себя от оскорблений в адрес божьих посланников, святых людей и ученых мужей;
- уберечь себя от оскорблений и насмешек в адрес других религиозных традиций, их духовенства, предметов и мест культа;
- пророчить плохое, сеять лжепророчества среди людей;
- удержать себя от присвоения чужого имущества путем на- силия или хитрости;
- удержать себя от воровства, кражи чужого имущества;
- удержать себя от притеснения и нанесения обид кому-либо: будь-то человек или животное.
Для того чтобы удержать себя от подобных деяний, воздержаться от совершения подобных действий, нужно заковать свое «я», «эго» в крепкие цепи самого себя, необходимо бороться с самим собой. Через обретаемое духовное богатство человек очищает свой внутренний мир от ложных представлений, дурных черт, низких желаний, мерзких страстей. Именно такого человека, но не каждого, можно назвать homo sapiens, т. е. человеком разумным. Именно человек разумный проявляет рвение на пути Божьем и совершает великий джихад.
Фарид Салман. "Ислам вымышленный и настоящий"