Виды и значимость целомудрия в исламе
В прошлом враги ислама говорили: «Алкоголь и разврат разрушат умму Мухаммада скорее, чем оружие или война, поэтому их следует сбить с их религии посредством желаний и соблазнов». Лекарство, предлагаемое от подобных искушений Кораном, эффективны и разнообразны. Это побуждение придерживаться добродетели, и как сказано в Коране, призыв к очищению душ, тел и сердец. В этом и есть секрет целомудрия. Отстранение от того, что запрещено, от (большинства) мирских желаний, от прошения (попрошайничества). В этом проявляется высокая степень веры и достоинства, которые притягивают и благословение и добро обоих миров. Это не отказ от удовольствий вообще, а отказ от удовлетворения своих желаний запрещенным путем. Например, ислам запрещает прелюбодеяние, но одобряет брак и любовь между супругами.
Всевышний Аллах восхвалил целомудренных в Коране, упомянув их среди преуспевших. В суре «аль Муъминун» («Верующие») сказано: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного, которые выплачивают закят, которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками; которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры, которые регулярно совершают намаз. Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно» (аяты 1-11).
Целомудрие – это черта пророков. Одним из примеров которых является Юсуф, мир ему, отказавшийся от предложений жены правителя Египта аль-Азиза, призывавшей его к запретному поступку. Но отказ от запрещенного доставляет в конце концов человеку больше удовлетворения, чем кратковременные наслаждения запрещенным. Как сказал один из ученых сказал об этом: «Добродетель доставляет ее обладателям больше удовольствия, чем нечестивцам – их запретные наслаждения. Целомудрие начинается с воздержания и заканчивается удовольствием, а соблазны начинаются с удовольствия и заканчиваются сожалением».
Виды целомудрия
Целомудрие органов. Заключается в том, чтобы беречь свои части тела от совершения неправомерных действий, от нарушения чужих границ, от грехов и вредных поступков.
Целомудрие тела. Заключается в соблюдении аурата для мужчин и женщин.
Целомудрие в отношении денег. Заключается в избегании присвоения чужого имущества, в освобождении от долгов, в соблюдении финансовых договоренностей. Особенно это касается имущества сирот, за покушение на которое возложено суровое наказание: ««Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста» (сура «аль-Анъам», «Скот», аят 152).
Целомудрие в еде и питье. Основа этого вида заключается в оберегании живота от употребления сомнительной, чрезмерной или запретной пищи. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не войдет в Рай мясо, выросшее на запретном; любое мясо, выросшее на запретном, больше заслуживает того, чтобы попасть в адское пламя» (Ахмад). То есть, в Рай не войдет человек, в теле которого есть мясо, выросшее за счет питания запретным (харам).
Целомудрие языка. Это защита языка от злословия, сквернословия, сплетен и других бесполезных и вредящих слов. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по словам его сподвижников, был одним из самых приятных людей, по поступкам, словам, поведению, внешности. Одно из его достоинств – это то, что в моменты изумления и недовольства, он не позволял себе обидных высказываний. О нем сообщается: «Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не имел привычки ругать людей, он не говорил ничего непристойного и никого не проклинал, а если хотел выразить кому-нибудь свое порицание, то говорил: «Что это с ним?! Да покроется пылью его лоб (то есть от совершения молитв)» (Бухари). Также от Абдуллы ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, передается хадис: «Верующий человек не упрекает, не проклинает, не оскорбляет, не сквернословит».
Целомудрие в просьбах. Это когда человек не просит милостыню и не обременяет других своими просьбами, но честно стремится к собственному заработку и самодостаточности. В хадисе от Хакима ибн Хизама сказано: «Кто воздерживается от просьбы [оказываясь в затруднительной ситуации], тому сам Аллах непременно поможет сохранить безупречность [если человек приложит все свои силы и навыки на самостоятельное решение проблемы, не прибегая к просьбам о помощи]. А кто сможет обойтись без чужой помощи [все в собственной жизни в плане материального достатка выстроит так, что] (не будет нуждаться в посторонней людской помощи), того Аллах непременно сделает богатым (обогатит; избавит от необходимости просить у кого-то) [сам Господь миров будет помогать таким сильным и целеустремленным вставать на ноги и становиться очень богатыми]» (Бухари).
Целомудрие является причиной, по которой Всевышний делает одних наследниками Фирдауса, укрывает их в тени в день, когда не будет другой тени. Это причина стабильности в обществе, предотвращение его деморализации, распада, распространения болезней тел и сердец. Но сохранять его не значит лишать себя радостей жизни, а значит лишь что для достижения этих радостей нужно выбирать безопасные, здоровые и одобренные Всевышним способы.
Ася Гагиева