Вера и размышления
«Размышление прибавит убежденности маловеру
и искренность в поклонении уверовавшему»
О размышлениях как части поклонения и «усилителя» веры говорили многие праведники. Например, когда у жены Абу Дарды спросили о его любимом поклонении, она ответила, что это были размышление и думы. Вахб говорил: «Размышление прибавит человеку знания, а знания прибавляют человеку поступки». Аль Хасан аль Басри говорил: «Размышление – это свет веры. Лучшие поступки – богобоязненность и размышление. Час размышлений лучше целой ночи, проведенной в молитвах».
В Коране столько аятов, в которых некоторые вещи упоминаются как «знамение для размышляющих», что создается впечатление, что люди, любящие размышлять, – это особая группа, приближенная к Аллаху. О каких размышлениях упоминается в Коране? Приведем некоторые из этих аятов:
• «Мирская жизнь подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба и благодаря которой (или с которой) смешиваются земные растения, идущие в пищу людям и животным. Когда же земля покрывается убранством и приукрашается, а ее жители полагают, что они властны над ней, Наше повеление постигает ее ночью или днем. Мы превращаем ее в жнивье, словно еще вчера она не была изобильной. Так Мы разъясняем знамения для людей размышляющих» (сура «Юнус», аят 24).
• «Аллах вознес небеса без опор, которые вы могли бы увидеть, а затем вознесся на Трон. Он подчинил солнце и луну, и они движутся к назначенному сроку. Он управляет делами и разъясняет знамения, - быть может, вы будете убеждены во встрече со своим Господом. Он – Тот, Кто распростер землю, установил на ней незыблемые горы и реки, взрастил на ней из разных плодов по паре. Он покрывает день ночью. Воистину, в этом – знамения для размышляющих» (сура «ар-Раад», «Гром», аяты 2-3).
• «Он – Тот, Кто ниспосылает с неба воду. Она служит для вас питьем, и благодаря ей произрастают растения, среди которых вы пасете скот. Он взращивает для вас злаки, маслины, финики, виноград и прочие плоды. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих. Он покорил вас ночь и день, солнце и луну. Звезды также покорны по Его воле. Воистину, в этом – знамения для людей разумеющих. Он сотворил для вас на этой земле разнообразие цветов. Воистину, в этом – знамение для людей поминающих. Он – Тот, Кто подчинил море, чтобы вы вкушали из него свежее мясо и добывали в нем украшения, которые вы носите. Ты видишь корабли, которые бороздят его для того, чтобы вы могли снискать Его милость, быть может, вы будете благодарны» (сура «ан-Нахль», «Пчелы», аяты 10-14).
• «Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей напоминания. Мы отправляли посланников с ясными знамениями и Писаниями. А тебе Мы ниспосылали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались» (сура «ан-Нахль», «Пчелы», аяты 43-44).
• «Неужели они не размышляли о самих себе? Аллах создал небеса, землю и то, что между ними, только ради истины и только на определенный срок. Но многие люди не веруют во встречу со своим Господом. Неужели они не странствовали по земле и не видели, каким был конец тех, кто был до них? Они превосходили их силой, возделывали землю и отстраивали ее лучше, чем это делают они. Их посланники приносили им ясные знамения. Аллах не был несправедлив к ним – они сами поступили несправедливо по отношению к себе» (сура «ар-Рум», «Римляне», аяты 8-9).
• «Обитатели Огня не равны обитателям Рая. Обитатели Рая являются преуспевшими. Если бы Мы ниспослали этот Коран на гору, то ты увидел бы, как она смиренно раскалывается от страха перед Аллахом. Такие притчи Мы приводим людям для того, чтобы они поразмыслил» (сура «аль-Хашр», «Собрание», аяты 20, 21).
Размышления приоткрывают завесу сути вещей, размышления о мирской жизни, сотворении небес и земли, движениях звезд, солнца и луны, сотворении самого человека, его развитии, смысла его существования, продолжения этой жизни и других глобально важных вопросах приводят нас к убежденности в единственности Творца и неизбежности встречи с Ним. Если бы ислам был «фальшивой» религией, то в ней не было столько призывов к размышлениям и приобретению знаний. Пророки и посланники боялись бы таких людей и отвращали бы от критического мышления и поиска правды, потому что она не согласовывалась бы с тем, с чем они пришли. Но Всевышний в Коране и через посланников призывает нас к размышлению, призывает нас «включать мозг», а не слепо следовать предложенному. И это весомый довод в пользу того, что ислам – это не религия фанатиков, не религия глупцов и невежд, а религия размышляющих и творящих благое людей.
Ася Гагиева