Три кита моральной устойчивости
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, одним из признаков приближения Часа назвал распространение фитны, отчужденность Ислама и превознесение дурных нравов над благими. Это те явления, которые каждый день понемногу захватывают пространство нашего мира. Конечно, за ними стоит сила, продвигающая их в сознание людей, уверяя, что «это нормально». Вряд ли нам достаточно просто благочестивого скептицизма, чтобы противостоять тому движению, которое развернуто против действительно «нормальных людей». Как говорится в одной пословице «Там, где все горбаты, стройность кажется уродством». Чтобы количественное превосходство «горбатых» не убеждало нас в их нормальности, предлагаю три тезиса моральной устойчивости.
1. Разграничение добра и зла
Самое главное, за что может ухватиться мусульманин в борьбе против моральной деградации – это понимание того, что «не равны добро и зло». Конечно, «демократы» и «борцы за защиту прав и свобод» пытаются уравнять их, положить помои и здоровую пищу на одну лавочку, заправляя их одним соусом. Представляют безнравственность как выражение яркой индивидуальности, извращенность и отклонения как особенность личности, а откровенное бесстыдство как проявление смелости и духа. Невольно встречаясь с этими явлениями, мы обязаны сохранять трезвый ум, ясность мышления и разграничивать добро от зла. Мы слышим, что каждый человек должен творить собственное добро и зло, иметь свои собственные представления о том, что хорошо, а что плохо. Но! Всевышний Аллах, Господь миров, зная суть Своих созданий лучше всех, уже определил меры хорошего и плохого и ниспослал нам Священные писания и Посланников с этими нормами. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается (от него) ради (сохранения) своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям».
2. Порицание запретного и призыв к одобряемому
Другой туннель, по которому фитна может проникнуть в умму – это равнодушие и попустительство в отношении друг друга. В Коране Всевышний Аллах сказал: «Верующие мужчины и женщины друзья друг другу – приказывают одобряемое, запрещают порицаемое, выстаивают намаз, выплачивают закят и подчиняются Аллаху и Его Посланнику, Аллах простит их, поистине, Аллах Величественный, Мудрый». В другом аяте сказано: «Вы были лучшей общиной, выведенной для людей – приказываете одобряемое, запрещаете порицаемое и веруете в Аллаха».
Мусульмане должны быть подобны единому организму, в котором органы «взаиморегулируют» друг друга – призывая к хорошему и отвращая от дурного. Так мы становимся хранителями очага нравственности и морали в умме, потеря которых становилась причиной гибели целых городов и империй. Передается со слов Абу Мусы аль-Ашъари, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, кода среди израильтян, живших до вас, кто-то совершал грех, то находился и такой, кто удерживал и предостерегал его от этого, но на следующий день он уже встречался с ним и разделял с грешником трапезу, будто и не видел вчера его греха. И когда Аллах Всевышний увидел, что они поступают таким образом, Он привел их сердца к вражде между собой и проклял их через Дадуа и Ису, сына Марйам, за то, что они не повиновались и не преступали границы (дозволенного). И клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, что вы обязательно должны побуждать к одобряемому, удерживать от порицаемого, хватать за руки творящего зло и заставлять его склониться к истине, а иначе Аллах непременно приведет ваши сердца к вражде и проклянет вас, как проклял их!» 1
Ибн Масъуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тот из вас, кто проживет (достаточно долго), будет близок к тому, что когда он увидит нечто порицаемое, то ничего не сможет (поделать), и только Аллаху будет известно, что сердцу его это ненавистно». Если человек может остановить нечестие и несправедливость рукой, то это нужно сделать рукой, если языком – то словом, если же он не может воздействовать ни тем, ни другим, то хотя бы в сердцем воспротивиться происходящему.
Со слов аль-Урса бин Умайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда на земле совершается грех, тот, кто видит его и чувствует к этому отвращение (а однажды он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «и выражает этому свое порицание»), уподобляется тому, кого при этом не было, тот же, кого при этом не было, но кто соглашается с этим, уподобляется присутствовавшему при этом» 2
3. Братство мусульман
Мы обязаны призывать друг друга к истине и благоразумию. Но если человек оступился и согрешил, это не значит, что необходимо отречься от него. Порой «праведное неприятие» со стороны братьев или сестер по вере только отдаляет человека от религии – он теряет последние узы, которые его связывали с уммой. Поэтому мы должны быть стражниками и нравственности и братских религиозных уз. Порой мягкое слово, милосердие, снисходительность и вера в лучшие качества действуют гораздо эффективней, чем гневные слова наставлений и напоминаний. Отрекаясь от грешников, мы будто убеждаем их в их неспособности встать на истинный путь. В таких случаях нужно вспоминать милосердие Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которое он проявлял даже к врагам Ислама. Многие из них через некоторое врем становились на сторону мусульман и защищали свою веру также яростно как прежде боролись против нее. Вера друг в друга – это то, чего сегодня не хватает в умме. Мы слишком ожесточились, мы сделали религию причиной нашего разделения, а не единства. Мы забыли наставление Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «И будьте, верующие, братьями друг другу». Это становится одной из причин слабости уммы в целом, а также подверженности наших сердец мирским соблазнам.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, тот из вас, кто проживет достаточно долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это «коренными зубами» и избегайте новшеств, ибо каждое новшество – это заблуждение» Смешение добра и зла, перестановка ценностей, разделение уммы и прекращение призыва к добру и удержание от зла - это три «норки», через которые в наш стан проникают ядовитые газы современной мирской кухни. И дабы защитить себя, мы должны использовать соответствующее противоядие – сохранять братство любой ценой, удерживать от зла и побуждать к добру и уметь самим различать их, основываясь на слове Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
________________________
1 Ат-Табарани
2 Абу Дауд
Ася Гагиева