Сура "Римляне": в разнообразии творений - признак единства творца
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Всевышний Аллах сделал различия частью нашей жизни. Даже дети, являясь генетическими наследниками своих родителей и воспитанные ими с малых лет, могут быть непохожими на них внешностью и характером. У них могут быть различные взгляды на жизнь, темпераменты, физические параметры.
Тема различий и связанный с ними вопрос противоречий и разногласий затрагивается в 30-й суре Корана – суре «ар-Рум», «Римляне».
Всевышний Аллах говорит в ней:
«Среди Его знамений - сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом - знамения для обладающих знанием» (аят 22).
Различие языков и цветов – наиболее очевидны. В различии рас – знамение творческой силы Всевышнего и Его мудрости. В то же время, для многих это стало испытанием, будучи критерием, по которому они оценивали «качество» других людей.
Что касается различий языка, здесь несколько толкований. Его понимают и как разницу между языками. И как разницу между вокальными данными. И как разницу между содержанием речей. Например, оптимистической и пессимистической, правдивой и лицемерной и т.д.
Эта сура открывается аятами, упоминающими о самом крайнем проявлении различий – войне. А точнее, войне, происходившей между двумя мировыми державами, Византийской и Персидской империями. Эта тема переходит к более широкому обсуждению различий между народами и успехом их дел, и «доходит» до обещания, что мусульмане, которые в то время были слабыми и униженными, обретут светлое будущее:
« В тот день верующие возрадуются помощи Аллаха. Он помогает, кому пожелает. Он - Могущественный, Милосердный» (аяты 4-5).
Затем Всевышний напоминает о цивилизациях, которые переживали то упадок, то расцвет и об их конце:
«Неужели они не странствовали по земле и не видели, каким был конец тех, кто был до них? Они превосходили их силой, возделывали землю и отстраивали ее лучше, чем это делают они (мекканские язычники). Их посланники приносили им ясные знамения. Аллах не был несправедлив к ним - они сами поступили несправедливо по отношению к себе» (аят 9).
Продолжение приводит к упоминанию о наиболее ярком различии, которое ждет людей в будущем:
«В тот день, когда наступит Час, они (творения) разделятся» (аят 14).
И в каждом примере Корана божественное единство, могущество противопоставляется многообразию и разновидности Его творений:
«Среди Его знамений - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом - знамения для людей размышляющих» (аят 21)
Затем упоминаются различия в языках и цветах людей, смене дня и ночи, завершая хвалой в адрес тех рабов, для кого разнообразие является знамением и поводом размышлений о мудрости и единстве Творца.
В указанной суре тема различий является основной и она служит в целях утверждения единобожия и укрепления веры. В то же время Всевышний стирает разногласия относительно того, как разные люди должны поклоняться Ему аятами 31-32:
Обращайтесь к Нему с раскаянием, бойтесь Его, совершайте намаз и не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет».
В суре упомянуты различия разных уровней, включая даже различие в смене состояний от молодости к старости. Во всех этих примерах – указание на то, что различия являются частью божественного плана и свидетельством Его единства и абсолютной мудрости.
Это побуждает не только к увеличению веры и утверждению единобожия, но и способствует осознанию, что все мы, несмотря на разность – творения Аллаха, Им созданы и к Нему будем возвращены. А с этого начинается терпимость, милосердие и любовь к другим. Ведь как писал известный психолог: «Позволить другому быть другим – непростая задача. Но это единственный способ его любить».
Ася Гагиева