Смирение сердца и смирение тела

2889

«Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных»

«Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных»

Всевышний Аллах в Коране говорит: «И стойте перед Аллахом смиренно» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 238) Состояние смирения перед Всевышним называется «хушуъ». В другом аяте оно названо в числе качеств преуспевших верующих: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов» (сура «аль Муъминун», «Верующие», аяты 1-2)

Место смирения – в сердце, и его влияние отражается на всех органах тела. Если сердце испорчено или подвержено наущениям шайтана, если оно угнетено мирскими желаниями, то и поклонение будет небрежным. А если оно смиренно перед Всевышним, часто обращается к Нему, то и поклонение будет искренним. Сердце некоторыми учеными уподоблено королю, а органы тела – слугам. Если свергается король, гибнут органы, а свержение сердца происходит тогда, когда оно отказывается от повиновения Всевышнему…

Но смирение, которое проявляется в органах, но которого нет в сердце, порицаемо. Так, один из сподвижников Посланника Аллаха, да будет доволен ими Аллах, по имени Хузайфа говорил: «Бойтесь смирения лицемеров» Его спросили: «А что такое смирение лицемеров?» «Это смирение, которое показывает человек в теле, но которого нет в его сердце». Фудайль ибн Аяд также говорил: «Нежелательно демонстрировать больше смирения в теле, чем его на самом деле есть в сердце» И если кто-либо специально опускал плечи или голову, желая показаться богобоязненным, его одергивали замечанием: «О такой-то и такой-то, смирение не в плечах, а в сердце!»

Отмечая разницу между смирением тела и смирением сердца, ученые говорили: «Смирение истинной веры появляется тогда, когда человек испытывает трепет и страх перед величием и могуществом Аллаха так, что сердце его наполняется стыдливостью, любовью и застенчивостью, признавая милость Творца и несправедливость собственной души (свои грехи). Поэтому нет сомнений, что смирение сердца сопровождается смирением в теле. Что же касается лицемерного смирения, то это то, что предназначено для чужих глаз, но не для Всевышнего. И сподвижники просили защиты у Аллаха от такого проявления «богобоязненности». Истинное же подчинение Всевышнему тушит пламя физических желаний, очищает сердца, наполняя его светом осознания величия Творца. Его желания умирают под действием страха и трепета, он начинает ощущать безопасность в поминании Аллаха. А тот, кто скромен, тот спокоен. Пространство смирения подобно равнинной земле, ровной, на которой удерживаются вода/блага Аллаха. Из уважения к Творцу  она как будто никогда не поднимается, не проявляет высокомерия. Невежественное сердце напротив подобно скале, возвышающейся и выступающей и несклоняющейся перед величием Творца. Таким сердцам недоступно истинное смирение».

Время, в которое необходимо проявлять больше смирения, - это время, проводимое в молитве. Только тогда, когда отстранившись от мирского, забыв о проблемах и переживаниях, верующий сосредотачивается на разговоре со Всевышним, он может находить и радость, и успокоение в молитве. Подобно тому, как находил утешение в молитве Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В Коране Всевышний назвал это качество как одно из качеств избранных: «Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (сура «аль Азхаб», «Союзники», аят 35)

Смирение сердца облегчает молитву. А для тех, кто проявляет смирение только телом, молитва становится бременем. Как сказано в Коране: «Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 45)

Смирение – это то, что тяжело приобретается и легко теряется. И в то же время это показатель состояния сердца. Когда оно на истинном пути, оно «зажигается» смирением, когда же сердце отклоняется, то смирение теряется вместе со следованием верному пути.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle
Home