• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Секрет харизмы пророка Мухаммада (мир ему)

582

Секрет харизмы пророка Мухаммада (мир ему)

Секрет харизмы пророка Мухаммада (мир ему)

В описаниях внешности и характера Пророка (мир ему) мы можем найти множество черт и качеств, подчеркивающих его яркие достоинства. Многие люди склонялись к новой вере благодаря его харизме. От Али в одном из хадисов передается следующее: «Того, кто внезапно встречался с ним, охватывал страх. А тот, кто знал его и находился рядом с ним, – любил его. Я не видел никого подобного ему» (Тирмизи).

Барра ибн Азиб сказал: «Я не видел никого прекраснее посланника, мир ему» (Бухари).

А Умму Мабед сказала следующее: «Издалека и вблизи посланник Аллаха, мир ему, выглядел самым красивым человеком» (Хаким, Мустадрак).

Не только из-за красоты внешности, но и из-за красоты его нрава люди готовы были слушать и следовать за ним. Но что его делало таким убедительным, вдохновляющим, что помогало ему вести за собой целые народы и почему ему так доверяли? Было ли дело только в качестве или сути нового учения?..

Скорее всего, секрет обаяния Пророка (мир ему) заключался в его... доброжелательности. Он был мягок с друзьями и врагами, терпим к невеждам и близким, он проявлял милосердие к людям и животным. Исполняя свою миссию донесения, он не преследовал людей с мечом, принуждая поверить в него или не кричал, стараясь докричаться до умов арабов, а доносил то, что ему известно с добротой и заботой о людях.

В книге «Харизма. Как влиять, убеждать и вдохновлять» Оливия Фокс Кобейн пишет: «Вы когда-нибудь общались с человеком, который, как вам показалось, действительно принял глубоко к сердцу ваши насущные проблемы? Каким было это ощущение? Вероятно, вы испытали хорошие, теплые чувства. Доброжелательность – весьма эффективный способ проявить теплоту и создать ощущение теплоты у других. Когда вы действительно концентрируетесь на чьем-то благополучии, то чувствуете себя более привязанными к ним, это отражается у вас на лице, и люди воспринимают вас как человека, исполненного заветной теплоты».

О подобной черте Пророка (мир ему) сказано в Коране:

«К вам явился посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он сострадателен и милосерден к верующим» (сура "ат-Тауба", аят 128).

Как говорится в толковании к этому аяту: «...он относился к ним с искренней добротой и стремился оказать им любую поддержку. Если они испытывали трудности, это доставляло ему беспокойство. Он желал им только добра, делал все возможное для того, чтобы помочь им обрести добро, и стремился наставить их на прямой путь. Он не хотел, чтобы их коснулось зло, и делал все возможное, чтобы они научились избегать его. А к правоверным мусульманам он был добрее и снисходительнее, чем их собственные родители».

Возможно, главное отличие множества современных проповедников от Посланника (мир ему) не столько в смысле того, что они преподносят, а в том, как они это делают. Некоторые делают из религии орудие выражения собственного гнева, страха и комплексов. Они могут говорить правильно, но говорить так, что людям хочется скорее отвернуться, чем прислушаться.

Человек считается разумным существом, но большинство решений им принимается на основе его чувств и ощущений. Он больше склонен доверять тому, что ощущается им как приятное и теплое, а не тому, что звучит как что-то правильное и хорошее. Даже если человек настроится слушать только содержание, он не может отделаться от приятных или неприятных чувств, которые он испытывает при этом. И эти чувства будут влиять на глубину и силу усвоения информации.

Прислушаемся к другому аяту:

«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах» (сура "аль-Имран", аят 159)

Этот аят только подтверждает вышесказанное. Всевышний не говорит, что люди отвернулись бы, если бы Пророк (мир ему) обманывал людей или доносил им неправильную информацию. А говорит, что именно жестокосердие и грубость могли бы послужить причиной отвержения Пророка (мир ему), если бы не милость Всевышнего.

Как сказано в толковании: «Если земной правитель обладает прекрасным нравом, то ему удается привлечь людей в религию Аллаха и пробудить в них желание исповедовать Ислам. Тем самым он заслуживает похвалу и особое вознаграждение. Если же духовный наставник обладает дурным нравом, то он отдаляет людей от религии и порождает в них отвращение к ней, заслуживая порицание и наказание».

И если таковыми были требования даже для Пророка (мир ему) с его особым положением и силой, то для других лидеров это тем более справедливое и уместное назидание. Таким образом, секрет успеха Пророка (мир ему) донесении послания не только в сути, но и в форме, в которую он уложил его. При другой форме (жестокость, агрессия, грубость, сарказм и т.д.) даже самое ясное учение приобретает неприятный и отталкивающий вид.

Ася Гагиева

Комментарии

Яндекс.Метрика