Преодоление гнева. Шаг третий.
С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Лишь тот в совете – солнце, в битве – лев,
Кто разумом смирять умеет гнев.
Саади
В предыдущей статье мы говорили о первых шагах преодоления гнева. Первый – это воздержание от нанесения вреда словом или поступком ни себе, ни другому. Этого можно достичь молчанием, можно сесть, а если гневающийся сидит, то лучше прилечь, как об этом сказано в хадисах.
Второй - это успокоение, которого можно достичь поминанием Аллаха. В частности в ситуации гнева человеку следует сказать: «Прибегаю к Аллаху от побиваемого камнями шайтана» - «А'узу биллахи минаш-шайтанир-ражим».
«Разве это не все?» Нет. Это далеко не все. Потому что человек, который сдержал гнев, направляемый на другого, может «съесть» и впоследствии перенаправить его на кого-либо другого. Например, рабочий, который гневается на начальника, задерживающего зарплату, может срываться на домочадцах. Или жена, которая гневается на несправедливого мужа, бить и ругать детей.
Бывает, и третий вариант – когда человек вредит самому себе. А в основе такого поведения – невыраженный гнев. Это можно наблюдать, когда например, человек намеренно быстро водит машину, не заботясь о том, что может случиться авария; перегружается физическими нагрузками, хотя знает, что для тела они не всегда полезны; перестает есть «назло другим»; ругает сам себя и «наказывает» также в тех или иных формах. То есть, человек элементарно перестает заботиться о себе и вместо прежнего желания «уничтожить, навредить другому» он сам подставляется под собственный гнев.
Получается, что подавить гнев еще не значит избавиться от него. И он может уже в глубине души творить свои темные дела. По словам одного мудреца: «Молчание уст – начальное оружие против гнева, но можно под покровом молчания скрывать злопамятность. И это хуже». Действительно, подавленный гнев часто оседает в душе и проявляет в себя в плохих мыслях и обидах на других. Конечно же, это становится препятствием для честных и искренних взаимоотношений между муслимами.
Но что делать? Как я говорила ранее, по моему мнению, гнев – это реакция на то, что человек считает несправедливостью. В таком случае целесообразно обсудить с «обидчиком» ситуацию и высказать свое мнение, поделиться чувствами. Иногда в ходе такой беседы человек начинает понимать, что его претензии сами по себе необоснованны и несправедливы, а иногда к пониманию своей ошибки приходит и обидчик. В любом случае, человеку, столкнувшемуся с несправедливостью, стоит обсуждать свои чувства и мысли с обидчиком или, по крайней мере, «осведомить» нарушителя, что он преступил границы и проявил несправедливость.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Помогай своему брату (независимо от того,) притеснителем он является или притесненным. Если он является притеснителем, то удержи его от его несправедливости, а если он является притесненным, то помоги ему»[1] Следует учитывать, что «помощь притесняющему», то есть удержание его от покушения на чужие права, должно преподноситься так, чтобы он мог понять и принять это. По возможности. Потому что Всевышний говорит: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем»[2]
В любом случае, повод, по которому возник гнев, следует обсудить, чтобы отношения не портились еще больше по причине недосказанности и потаенных обид друг на друга. Потому что возможно, обидчик даже не в курсе, что нанес кому-то рану. Полезно также вспомнить наставление Джафара ибн Мухаммада: «Найди для своего брата 70 оправданий, а если не нашел, скажи, что ему есть оправдание, которого ты, может, не знаешь».
Следует тут же отмести идею о собственной безгрешности, сравнивая себя с обидчиком. Ведь каждый человек в тот или иной момент проявляет себя притеснителем: то другого человека, то животного, то собственной души. И здесь важно научиться прощать себя и прощать других. Но так, чтобы в этом прощении не было скрытого позволения на будущие бесчинства. И так, чтобы в этом прощении не было высокомерия. Как сказал один мудрый человек: «Иной прикрывает злословие любовью, желанием исправить. Но если ты любишь ближнего, то не обхаивай его, а молись о нем. Такой только образ действования приятен Господу. Один из кратчайших путей к прощению грехов состоит в том, чтобы никого не осуждать, ибо сказано: «не судите, и не судить вас будут».
Притча: путь в Рай и путь в Ад
Однажды к восточному мастеру дзен Хакуину пришел самурай, большой воин, и спросил: «Есть ли Ад? И есть ли Рай? Если они существуют, то где ворота, через которые я мог бы войти?»
«А кто ты?» - просил мастер Хакуин.
«Я самурай» - ответил воин, гордясь собой. «Я самурай, лидер самураев. Сам император отдает мне дань уважения»
Хакуин рассмеялся: «Это ты самурай?! Ты выглядишь каким-то оборванцем!» Чувства воина были задеты. Он тут же схватил меч и собирался убить мастера. Но Хакуин сказал: «Это и есть врата Ада. С мечом и в гневе – ты откроешь их». Самурай понял и вернул меч в ножны. И мастер сказал: «А вот здесь открываются ворота Рая».
Часто проявляясь как реакция на неправоту и несправедливость, гнев сам становится началом той же неправоты и несправедливости. В гневе столько же силы, сколько счастья в наркотиках: вроде попробовал и самый счастливый на свете, ну а потом… Возникающие проблемы между людьми, да и вообще, неприятные вопросы следует решать с умом, мудро и терпеливо. И гнев тут - явно неуместный советчик.
[1]Ахмад, Муслим
[2]Коран, сура «Аль-Касас»/«Повествование», аят 56
Ася Гагиева