• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Покаяние: благословенная привычка

Время чтения: 4 мин
6038

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

От Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что однажды Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Какие дела Аллах любит больше всего?»

И он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Те, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их и будет мало».

Никто не может заслужить Рай большим количеством добрых дел, однако  у каждого верующего должна быть богоугодная привычка, которой он повседневно достигает довольства и любви Всевышнего.

Одной из таких прекрасных привычек является привычка к покаянию. Что значит покаяние для верующего в психологическом аспекте? Это смиренное осознавание собственной слабости, склонности сердца к запретному, недостойному, это покорность воле Всевышнего с пониманием Его власти, совершенства, всемогущества, а также одновременно с этим – понимание своей подчиненности, зависимости от Него. При таком состоянии сознания не находится в сердце места для самонадеянности или высокомерия ненавистных Всевышнему и служащих основой множества грехов. Такой человек постоянно находится в сени милости Аллаха и Его принятия. Рассказывают, что однажды имам Ахмад, да будет доволен им Аллах, вынужден был сделать остановку на ночлег в пути. Он отправился в мечеть, но его не пустил туда сторож. Уговоры не действовали на сторожа. Потеряв надежду уговорить его, имам решил остаться у порога мечети, чтобы там и переночевать.

От этого сторож пришел в ярость и прогнал старика. Все это видел пекарь, живший от этой мечети неподалеку. Он сжалился над стариком и пригласил его к себе. Имам Ахмад, находясь в гостях у пекаря, наблюдал за его работой и заметил, что при каждом движении, замешивая тесто, пекарь говорил: «Астаг1фируЛлах1, астаг1фируЛлах1…». И так всю ночь.

Наутро имам расспросил пекаря о его словах, на что тот ответил, что это стало его привычкой. «Получил ли ты какое-либо вознаграждение за это?» - спросил имам.

Пекарь ответил: «Клянусь Аллахом, нет мольбы (дуа), на которую я не получил бы ответ, кроме одной.

«Какой же?» 

«Я мечтал увидеть великого имама Ахмада».

«Я – имам Ахмад! – воскликнул имам. – Клянусь Аллахом, меня притащили и бросили у твоего порога в ответ на твое дуа!»

От Муслима передан следующий хадис: «Нет никого, кто любил бы восхваление больше, чем Аллах, поэтому Он восхвалил Себя Сам; нет никого, кто был бы ревнивее, чем Аллах, поэтому Он запретил непристойные поступки; нет никого, кто любил бы оправдание больше, чем Аллах, поэтому Он ниспослал Книгу и отправил посланников». Всевышний Аллах ревнив к пресечению рабом границы Его законов, однако Он любит тех, кто после пресечения снова желает искренне вернуться к Его установлениям и раскаивается в совершенном.

Аль-Исфахани передал: «Если раб кается в своих грехах, то Аллах заставляет ангелов забыть о его грехах, также Он заставляет забыть о них его конечности и место на земле, так, чтобы в день воскрешения никто и ничто не могло свидетельствовать против него о совершенном им грехе».

Покаяние стирает грехи с сердца и возвращает ему первоначальное, «догреховное» состояние – состояние духовной фитры. Всевышний Аллах радуется подобному преображению раба. Сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине,  Аллах радуется покаянию Своего раба, который обращается к Нему, больше, чем тот из вас, кто (ехал) по пустыне на своей верблюдице, вырвавшейся (и убежавшей) от него  (со всеми) его съестными припасами и водой, отчаялся найти ее, пришел к какому-то дереву и улегся в его тени, уже не надеясь (увидеть свою верблюдицу). И когда он находился в подобном положении, вдруг оказалось, что она стоит рядом с ним, и тогда он взял ее за повод и сказал: «О Аллах, Ты – раб мой, а я – Твой Господь», - допустив ошибку из-за (охватившего его) сильного ликования.

Говорят, что сердца праведников отличаются не столько делами, сколько чувствительностью  к добру и злу. Тот, кто совершил тысячу грехов и не покаялся, не может заметить и вреда тысячи первого, но тот, кто кается даже в скрытых грехах, тот по милости Аллах отдален и от прегрешений и будет прощен. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, каялся не менее 70 раз в день. Учитывая наше положение… Не стоит ли нам сделать покаяние неотъемлемой частью каждого дня?

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle