• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Люди, которые могут отнести себя к потомкам Пророка Мухаммада (мир ему)

Время чтения: 4 мин
28490

Вопрос.

По отношению к кому в Исламе используются обращения "саид" и "шариф"?

Ответ. 

“Саид” (сеид, сейид, сеййид) - это обращение, почетный титул, который используется по отношению к потомкам пророка Мухаммада (мир ему). В арабском языке оно имеет значения: господин, предводитель, добродетель, священный.

Слово “шариф” (шериф) означает - благородный, честный, священный, знатный. Оба слова используются по отношению к потомкам Пророка (мир ему), ведущих свой род от Али (да будет доволен им Аллах) и Фатимы (да будет доволен ею Аллах). К тем, кто ведет свой род от Пророка (мир ему) по мужской или по женской линии, используют почетный титул “саидус-садат”.

В доисламское время слова “саид” и “шариф” использовались арабами при обращении к знатным людям. С приходом Ислама эти оба слова стали применяться по отношению к внукам и правнукам дочери Пророка (мир ему) Фатимы (да будет доволен ею Аллах) и Али (да будет доволен им Аллах).

Кроме детей от Фатимы (да будет доволен Аллах) у Али (да будет доволен Аллах) были еще дети от других браков. Обращения “саид” и “шариф” использовались и в отношении остальных детей Али (да будет доволен им Аллах). Начиная с конца 4 века по хиджре эти почетные титулы стали использоваться лишь при обращении к потомкам внуков Пророка (мир ему) - Хасана и Хусейна (да будет доволен ими Аллах).

Слово “саид” впервые использовал сам посланник Аллаха (мир ему), обращаясь к своему внуку Хасану. (Бухари, Фазаилю асхаби-Наби, 22). Однажды назвав Хасана и Хусейна “предводителями юношей Рая”, посланник Аллаха (мир ему) тоже использовал слово “саидайн” (саиды).

10 самых интересных фактов о внуках Пророка Мухаммада (мир ему) >>

Мусульмане всегда с почетом и уважением относились к “Ахль аль-Байту” - семейству посланника Аллаха (мир ему). О необходимости уважительного отношения к семейству Пророка (мир ему) есть указания в Священном Коране и в хадисах посланника Аллаха (мир ему).

Начиная с 358 года по хиджре (969 год) правители Мекки, ведущие свой род от Хасана (да будет доволен им Аллах), получили титул “шариф”. А правители Медины, ведущие свой род от Хусейна (да будет доволен им Аллах), получили титул “саид”. Таким образом произошло первое разделение этих почетных титулов. Несмотря на это, и в Хиджазе, и в остальном мусульманском мире эти почетные обращения часто использовались без разделения, а как синонимы.

Во времена правления аббасидских халифов появляется специальное учреждение - Накиб аль-Ашраф. Оно занималось делами поиска и учета потомков пророка Мухаммада (мир ему). Одной из важных задач учреждения было ведение родословных списков для саидов и шарифов, и наказание тех, кто обманным путем пытался присвоить себе родство с Пророком (мир ему).

Большинство мусульманских государств и богословов проявляли особое уважение к саидам и шарифам. Известно, что имам Абу Ханифа скрыто помогал саидам и шарифам, а также приобщал к этому своих учеников. Имам Ахмад ибн Ханбал тоже всегда оказывал им большое почтение. На протяжении истории государства Аббасидов, Ихшидидов, Сельджуков, Османов и др. придавали большую роль саидам и шарифам.

В Османской империи саиды и шарифы являлись особым привилегированным сословием. Государство и общество оказывало им отдельное внимание и предоставляло специальные привилегия: они освобождались от уплаты налогов; получали месячное, полугодовое или годовое довольствие от государства; часто получали особые подарки; имели право носить чалму зеленого цвета.

Один из интересных вопросов: как наследуются почетные титулы саид и шариф. В пример можно привести Османскую империю. Чтобы считаться саидом или шарифом в Османской империи, было достаточно, чтобы род одного из  родителей исходил от дочери пророка Мухаммада (мир ему) Фатимы (да будет доволен ею Аллах). Причем не важно род матери или отца.

Бывали случаи, когда оба родителя являлись потомками посланника Аллаха (мир ему) - такие люди получали почетный титул “саидус-садат” и обладали еще большим уважением. В османском обществе замужняя женщина становилась частью рода и титула мужа. Однако если она являлась саидой или шарифой, то могла сохранить свой почетный титул, а также передать его своим детям. Поэтому чтобы быть саидом или шарифом достаточно если один из родителей является потомком посланника Аллаха (мир ему).

Islam-today

Социальные комментарии Cackle