• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ошибки в понимании предопределения…

Время чтения: 4 мин
10857

Ошибочное понимание предопределения иногда становится причиной того, что человек теряет мотивацию, опускает руки, потому что «все уже решено, а значит и стараться уже не стоит». Кому-то это дает «льготы на лень» - «все, что предписано придет и без моих усилий». А кому-то это развязывает руки для совершения грехов – «в чем моя вина,  если я делал только то, что мне было предписано».

В Коране Всевышний Аллах дает разъяснение относительно распространенных среди нас заблуждений относительно предопределенности. Перечислим некоторые из этих ошибок и что сказано в Коране в противовес этим ошибкам.

1. Человек вынужден делать то, что ему предписано

Некоторые мусульмане оправдывают свои греховные действия или преступное бездействие тем, что они делали то, что им было предписано, отказываясь тем самым от своего вклада и ответственности в произошедшее. Однако тот факт, что Всевышний Аллах является Всеведущим, знающим и прошлое, и будущее, и тот факт, что жизнь человека предписана вовсе не означают, что он не имеет свободу воли, свободу выбора. Всезнание Всевышнего не должно интерпретироваться как тотальное подавление воли Его раба. Потому что Всевышний Аллах сотворил человека для испытания:

«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он - Могущественный, Прощающий» (сура «аль-Мульк», «Власть», аят 2)

Всевышний предписал человеку свободу воли и дал ему возможность выбирать между добром и злом, благом и вредом, знанием и невежеством, скупостью и щедростью и т.д., при этом отдавая ему ответственность за его выборы. Всевышний Аллах справедлив к Своим рабам и в Судный день даже грешники признают, что они сами были несправедливыми, а не Всевышний проявил ее к ним.

«Преуспел тот, кто очистил ее (душу), и понес урон тот, кто скрыл ее» (сура «аш-Шамс», «Солнце», аяты 9-10)

2. Заблуждение и следование прямому пути внушено Аллахом

В Коране сказано, что Всевышний Аллах наставляет на прямой путь кого пожелает и сбивает с пути того, кого пожелает. И некоторые используют следующий аят:

«Если бы Аллах пожелал, то Он сделал бы вас единой общиной. Однако Он вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает, и вы непременно будете спрошены о том, что вы совершали» (сура «ан-Нахль», «Пчелы», аят 93) Этот аят надо понимать так, что Всевышний направляет на прямой путь и вводит в заблуждение на основе тех или иных поступков человека. И, конечно, нельзя оправдывать свои ошибки и апатию им, не принимая при этом во внимание другие аяты, в которых говорится как раз о причинно-следственной связи между поступками человека и руководством Аллаха:

«Аллах (…) ведет прямым путем тех, кто обратился к Нему с покаянием». (сура «ар-Рад», «Гром», аят 27)

«А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах - с творящими добро!» (сура «аль-Анкабут», «Паук», аят 69)

«Тем, кто следует прямым путем, Он увеличивает их приверженность прямому пути и дарует их богобоязненность» (сура «Мухаммад», аят 17)

«вводит Он в заблуждение (посредством нее) только нечестивцев» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 26)

«Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение - Аллах вершит то, что пожелает» (сура «Ибрахим», аят 27)

Аят, который говорит о том, что Всевышний вводит в заблуждение и наставляет на истинный путь того, кого пожелает, свидетельствует о могуществе Аллаха и Его возможности сделать все человечество одной общиной, следующей одному прямому пути. Однако согласно Его воле и мудрости каждому человеку был дан выбор между добром и злом, ложью и истиной. После этого люди разделились на две группы: те, кто последовал верному руководству и те, кто выбрал заблуждение. Тех, кто выбрал верный путь, Всевышний одаряет Своей милостью, поддерживает, заботится о них и вознаграждает их в этом и в следующем мирах. И укрепляет их еще больше на пути истины. Те же, кто решил отдалиться от Аллаха, Всевышний усиливает в них их заблуждение. Соответственно ведение прямым путем является вознаграждением от Аллаха за хороший выбор. А грехи и отклонение является результатом поступков самого человека. К тому же, идея о том, что человеку внушается тот или иной путь (независимо от него) противоречит такому качеству Аллаха как Справедливость. И делает бесполезным вознаграждение или наказание за грехи, которые ожидают нас в будущем. К тому же возникает вопрос, зачем посылать пророков, посланников с писаниями и наставлениями, если человек все равно является всего лишь «куклой предопределения»? 

Таким образом, грехи и ошибки не являются предопределенными, но является предопределенной необходимость каждому из нас нести ответственность за свои слова, поступки, состояние.

Продолжение следует…

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle