• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мудрость как спутник веры

Время чтения: 3 мин
10110

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Верующим свойственно множество благих черт: искренность, отзывчивость, доброта, верность, правдивость и др. Но все же часто в нашем представлении  о том, каким  должен быть верующий, мы упускаем такое качество как мудрость. Что такое мудрость? Ему дано не одно определение, и каждое из них справедливо «претендует» на точность:

- «Мудрость – это совокупность истин, добытых умом, наблюдением, опытом и приложенных к жизни. Это гармония идей с жизнью» (Иван Гончаров).

- «Мудрость – это умение правильно применять данные Богом знания».

- «Мудрость – это ум, настоянный на совести» (Фазиль Искандер).

В арабском языке слово «хикма» («мудрость») происходит от глагола «ахькам» - «укреплять», «делать совершенно», «быть точным». Переводится как «разумное использование/применение вещи по назначению».

Некоторые ученые говорят, что мудрость – это знания и следование им. Другие утверждают, что мудрость заключается в познании Аллаха.  Третьи считают, что мудрость – это «свет, озаряющий сердце».  Имам аль-Газали, да смилуется над ним Всевышний Аллах, так пишет о мудрости: «Человек, если даже он познает всё, что есть на этом свете, пока не познает Всевышнего Аллаха, не удостаивается звания «мудрец». Потому что он не знает Аллаха, который превыше и любимее всего, которого нельзя не познавать.

Мудрость является самой высшей и достойной из наук. Достоинство науки зависит от степени достоинства того, что человек стремится познать. Нет ничего превыше Аллаха, соответственно, нет и науки достойнее, чем познание Аллаха. Человек, который познал Всевышнего Аллаха, является мудрецом, даже если он не обладает даром толкования, разъяснения других светских наук. И речь того, кто познал Аллаха, бывает не соответствующей речи других людей. Потому что речь познавшего Аллаха в основном касается не только одной отдельной вещи, она бывает всеохватывающей, совершенной, т.е. глубокомысленной. Также его речь отличается тем, что она бывает связана не с мирскими интересами и выгодами, а с тем, что приносит пользу для вечной жизни».

Есть также мнение, что мудрость  - это гармоничное развитие  четырех аспектов личности: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

Развитие физического аспекта лежит в правильном питании, умеренности физических нагрузок (занятий физкультурой) и отдыха.

Развитие эмоционального  - в общении с разумными людьми, формировании питающих, здоровых отношений, позитивных возвышенных эмоциях. «Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными» (сура «аль-Кахф», «Пещера», аят 28).

Интеллектуальный аспект – в размышлении, постижении новых знаний, поиске разумных решений. Для верующего одна из лучших книг для размышления – книга Аллаха: «Почему же эти лицемеры не размышляют над Кораном и доказательствами, приведёнными Аллахом, чтобы понять необходимость повиновения Ему и послушания тебе?! Писание ниспослано Аллахом. Поистине, в нём все мысли, заветы, поучения, назидания, законы даны в ясной последовательности и тесно взаимосвязаны. В этом доказательство того, что Коран был ниспослан от Аллаха. Если он был бы не от Аллаха, было бы в нём много противоречий и большое расхождение в его законах» (тафсир аль-Мунтахаб, сура «ан-Ниса», аят 82) В другом аяте сказано: «…и говори: «Господь мой, прибавь мне знания!» (сура «Та-Ха», аят 114).

Развитие духовного аспекта – в соблюдении духовно-религиозной практики. Как сказано в Коране: «Спасен тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз» (сура «аль-Аъля», «Всевышний», аяты 14-15).

В целом аяты Корана указывают на то, что мудрость – это благо, дарованное Всевышним:

«Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом». (сура «аль Бакара», «Корова», аят 269) И как говорил Хусейн бин Мансур: «Мудрость подобна стреле, а сердца верующих подобны мишени. Выпускает же эту стрелу Всевышний Аллах, а стрела, выпущенная Аллахом, непременно попадает в мишень».

Согласно кораническим преданиям мудрость является даром Аллаха Его праведным, благонравным верующим рабам. Что побуждает думать, что там, где вера, должна быть мудрость, и там, где есть мудрость, есть почва для веры.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle