• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Почему верующим мужчинам не стоит носить шорты?

Время чтения: 9 мин
45155

Когда верующие задают знатоку фикха вопрос о хукме ношения шорт в исламе, то, как правило, получают прямой ответ на свой вопрос из области фикха. Факих приводит довод, основываясь на минимально разрешённом (фарде) для оголения в отношении аурата и скажет, что если прикрыта область от пупка до колен, то аурат считается соблюдённым. Факих не может запретить разрешённое. Но если спросить его о том, уместно ли это по адабу нашей религии, он приведёт много других внушительных доводов из жизнеописания пророка, сподвижников и праведных предков, которые раскроют полную картину подобающего и неподобающего облика верующего.

Иначе говоря, прикрытие минимального аурата не равно достойному облику мусульманина. Это лишь определение границ срамных мест по шариату. Всевышний Господь прекрасно выразил смысл одежды в 26-ом аяте суры «аль-А’раф»: «О, сыны Адама! Мы ниспослали вам одежды для прикрытия ваших срамных частей и украшения. Однако одеяние благочестия (набожности, богобоязненности) лучше. Это одно из знамений Аллаха, быть может, оно послужит наставлением для них»

Выражение «однако одеяние благочестия лучше» не означает, что можно не обращать внимания на внешнее одеяние, довольствуясь лишь внутренней богобоязненностью. Благочестие (таква) качество набожных людей, которое побуждает их к трепетному отношению ко всем заветам Всевышнего. Именно поэтому оно определяется как лучшее, чем красивое покрывало, носимое без этого качества. Верующий придаёт должное внимание своему внешнему облику, беспокоясь о своей чести из богобоязненности. Такое беспокойство проявляется и в его поведении, предпочтениях в одежде, в выборе иных мирских благ, в чём так же отражается скромность. Человек может одеть благочестивое одеяние, но если он станет вести себя неподобающе, вульгарно, то какой смысл от его покрывала?

Случай, произошедший с Пророком ﷺ, является отличным уроком того, как мусульманин должен переживать о своей чести: «Джарир бин Абдуллах (да будет доволен Аллах ими обоими), сказал: «Во время перестройки Каабы (ещё до пророчества), пророк ﷺ и Аббас пошли носить камни. Тогда Аббас сказал ему: «Подними край изара (вид одежды кусок ткани, обматываемый вокруг бёдер) и положи его себе на шею. Это защитит твою кожу от натирания камней». Но, как только пророк последовал его совету, упал на землю, устремив свой взор к небу. А когда пришёл в себя, стал говорить: «Мой изар! Мой изар!» После чего он крепко затянул свой изар» (Бухари). Очевидно, ему в тот момент было дано понять о важности соблюдения аурата, к чему он и устремился. 

Умма Мухаммада ﷺ во все времена и во всех нациях носила одежду, которая, несмотря на свою разновидность, помимо фардов, непременно имела элементы Сунны её ношения. Если посетить любой национальный музей, можно легко в этом убедиться. И лишь в последнее время, когда исчезли национальные традиции и одеяния, взамен которых пришли западные демократичные виды одежд, не имеющие ничего общего с религиями, мусульмане утратили чутьё относительно духовной стороны своих покрывал и не только. Ибо потеряли связь со своими корнями набожными предками, вследствии чего исказилось восприятие религиозных дисциплин. Оттого и возникают столь неуместные вопросы о шортах, ответ на которые, в принципе, очевиден.

Благочестие вот чего не хватает современным верующим для того, чтобы отличать приемлемое от неприемлемого. Оно порождает ита’ат (покорность), а ита’ат адаб. Ведь Аллах Табаракя ва Та’аля так и сказал в вышеупомянутом аяте: «Это одно из знамений Аллаха, быть может, оно послужит наставлением для них».

Мусульманин, спрашивая имамов о шортах, аргументируют предпочтение их летом по причине якобы жары. Однако это самообман. Во-первых, в пустыне, где жил Посланник Аллаха ﷺ и его сахабы, было гораздо жарче, и не было удобств в виде кондиционеров в домах и машинах. Во-вторых, существуют всевозможные просторные штаны и брюки из тончайших тканей, которые, по причине того, что охраняют тело от воздействия вредных излучений солнца, гораздо лучше шорт. В-третьих, не стыдно ли им аргументировать своё предпочтение жарой, тогда как рядом их сёстры по вере терпеливо носят многослойные хиджабы?

В хадисах, где упоминаются границы аурата, речь идёт лишь об обязательном минимуме, и нет посыла на достаточность такого покрывала. Если, например, человек беден, и у него нет возможности приобрести достойную одежду, то ему достаточно покрыть срамные места. Такой же минимум определён и для рабов вне зависимости от их пола или для посещения общественной бани, бассейна. 

Но, имея возможность приобрести приличную одежду, неправильно устремляться к минимуму. Это признак отсутствия благочестия, которое заставляет сердце верующего сжиматься от стеснения за свой облик перед Всевышним и перед людьми.

В исламе, религии высокой нравственности и адабов, есть определённые критерии, подлежащие соблюдению. Учёные-мухаддисы передают, что в их время отказывались даже принимать хадис у человека, который не покрывал голову или ходил частично оголённым. Такого человека считали несерьёзным и к нему не испытывали доверия в вопросах религии. Ведь он не соблюдает должно Сунну Посланника Аллаха ﷺ, а значит, в его сердце отсутствует и любовь к нему.

Некоторые верующие спешат оправдать ношение шорт, сравнивая их с изаром, который носили во времена пророка. Тогда следует обратить внимание на две вещи. Первое: изар – это одеяние совершенно другого стиля, не имеющий ничего общего с шортами. И если его сравнивать с какой-либо другой одеждой, то уместнее сравнивать изар, например, с шотландской юбкой, именуемой килтом. Ибо изар, в отличие от шорт, не разделяет бёдра и не стягивается вверх при определённых движениях.

Второе: для изара пророком определена конкретная длина: «Изар верующего должен доходить до середины голени, и если он будет от середины голени до щиколотки, то на человеке не будет греха» (Ибн Маджа, № 3573). Если же длина широких шорт будет равна длине изара, то они не будут смотреться на мужчине эстетично. Те же, что смотрятся эстетично, часто пошиты более узко, легко выделяют зоны аурата при движении с посылом не на скромность, а на высокомерие, которое меняет поведение носящего их. И ясно, что именно по этой причине сложно увидеть на мусульманских мужчинах такие шорты. Зато они спокойно носят совершенно неподобающие шорты, относительно длины которых (как одежды) нет ни одного исламского довода. 

В хадисах об одежде ничего не сказано про колени, которые в фикхе определяются нижней границей срамных мест. Так же нет ни слова об уровне ниже колен, но сказано о середине голени. То есть говорится о достойном покрывале, адабах его ношения. Значит, аурат в фикхе одно, а одежда верующего – другое. Кроме того, от Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что «Любимой одеждой Посланника Аллаха была рубаха» (Тирмизи, № 1762). Не сложно догадаться почему: она просторная, лёгкая в ношении и надёжнее изара, который мог развязаться.

Необходимо оценивать и всю остальную одежду, основываясь на благочестии: брюки, джинсы, футболки. Не следует искать в религии минимумы. Нужно стремиться к высоким степеням духовности со всей серьёзностью. Пророк ﷺ любимец Создателя, эталон наивысшей нравственности и культуры. Так ли верующие понимают этот эталон, удостаивая облик последователей высшей нравственности выбором бесовых одежд в виде шорт, обтягивающих футболок и джинс? Нет же! Верующий обязан следить за своими предпочтениями, понимать правильный посыл своей религии. Фикх это одна часть ислама. Адаб, ахляк другие составляющие религии. Полную картину можно увидеть, лишь собрав все её части воедино.

Что касается нашего поколения, то нам достаточно посмотреть на единый облик праведных предков, который не менялся на протяжении 1400 лет. И это не мода тех времён, а Сунна, которой следовали эти люди.  Сунна в одежде это не ношение арабского изара прошлых веков, а современное, но благочестивое покрывало. Сегодня это могут быть широкие брюки, рубашка, длина которой чуть ниже ягодиц. Если футболка, то так же широкая, по типу рубахи. Словом, одежда должна излучать скромность, а не стремление к мирскому. 

Головной убор (тюбетейка) также определяет религиозность человека, помогает в соблюдении дисциплины. Для этого не нужно искать подтверждение его хукма (статуса) в фикхе. Достаточно посмотреть на практику его постоянного ношения праведными предками, которые строго придерживались Сунны Посланника ﷺ, чтобы последовать их примеру.

Айна Замаева

Социальные комментарии Cackle