«Маленький мозг» в теле человека или место разума
Мозг или сердце? Наверно люди часто задаются этим вопросом, пытаясь выбрать более надежного советчика в вопросе выборов и решений. И кто-то выбирает «голову», потому что считает такие решения более беспристрастными, взвешенными, свободными от влияния чувств и эмоций. А кто-то обращается к сердцу… Кто из них прав? Где «резиденция разума»?..
Ислам, который довольно часто структурирует и дает ясные и точные инструкции на большинство практических мирских и религиозных вопросов, делает акцент, как бы то ни казалось странным, на сердце. Откуда этот вывод?
Ответ в Коране, где более чем в одном аяте говорится о том, что разум связан именно с сердцем:
- «Аллах запечатал их сердца…», то есть скрыл от них возможность разуметь, различать, соприкасаться с фактами и уделять им должное внимание (сура «аль Бакара», «Корова», аят 7)
- «У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами» (сура «аль Аъраф», «Преграды», аят 179)
- «…имея сердца, посредством которых они могли разуметь…» (сура «аль Хадж», аят 46)
- «Так Аллах запечатывает сердца тех, которые не обладают знанием» (сура «ар-Рум», «Римляне», аят 59)
- «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (сура «Мухаммад», аят 24)
- «Воистину, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце…» (сура «Каф», аят 37)
О роли сердца как индикатора или советника сказано не только в аятах, но и в хадисах. Так, от Вабиса бин Маъбада, да будет доволен им Аллах, передается: «(Однажды) я пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он спросил (меня): «Ты пришел, чтобы спросить о благочестии?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Спроси (об этом) свое сердце(, ибо) благочестие есть то, в чем почувствовали уверенность душа и сердце, а греховное — это то, что (продолжает) шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди (не раз) скажут тебе (, что ты поступил правильно)» (с хорошим иснадом передан имамом Ахмадом, ад-Дарими).
В другом хадисе от Абу Яъля говорится:
«Если вы услышите от меня хадис, который воспринимают ваши сердца, и не противятся (ему) ваши волосы и кожа, и вы посчитаете, что он близок к вам, то я ближе к нему, чем вы. Если же вы услышите от меня хадис, который не воспринимают ваши сердца и отвергают ваши волосы и кожа, и вы посчитаете, что он далёк от вас, то я дальше от него, чем вы» (Ахмад, Абу Я'ля, аль-Баззар; аль-Хайсами назвал его достоверным. См. «Маджма'у-з-заваид», 1/150).
И в еще одном хадисе сердцу отдается главенствующее место, подчеркивая зависимость остальных органов тела от состояния сердца: «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, кусочком является сердце» (Бухари, Муслим).
О том, что разум «ютится» в сердце также говорили и сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Например, Али ибн Абу Талиб. Ияд Ибн Халифа передал, что слышал как Али Ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, во время битвы при (Сиффине) говорил: «Поистине, место разума – сердце».
Такой подход с одной стороны удивляет, потому что обычно считается, что более правильным является следование за другими, более знающими, обученными и авторитетными людьми. Но с другой стороны, это разрешение принимать во внимание шевеления своего сердца и его доводы – мудрое решение, потому что мы часто становимся свидетелями, что человека можно обмануть доводами, ввести в заблуждение его ум, прибегая к лингвистическим хитростям, выборочным фактам и красноречию.
Но трудно обмануть «интуицию» или голос сердца. Учитывая вышесказанное, не случаен и тот факт более сложного «нейронасыщенного» устройства сердца, в котором содержится около сорока тысяч нейронов, благодаря чему исследователи называют его «маленьким мозгом в сердце». В очередной раз позиции науки, Ислама и… просто логики сходятся в единой точке.
Ася Гагиева