Кто виноват в наших проблемах? Ответ в аятах Священного Корана
Наверное, многие люди задаются вопросом, когда их постигают трудности или испытания, почему с ними такое произошло. Кто-то может обвинить других, кто-то – сетовать на судьбу, кто-то обвинять в происходящем джиннов, порчу, сглаз и т.д.
Возможно, какие-то варианты действительно имеют место быть, но всегда стоит задуматься над словами Всевышнего, указывающими на близкую причастность людей к тому, что случается с ними. В Коране неоднократно говорится о том, что тягости постигают человека как результат его злодеяний. Давайте рассмотрим эти аяты…
· «Их поразили злые деяния, которые они приобрели. Тех, которые поступали несправедливо, из этих также поразят злые деяния, которые они приобрели, и им не удастся спастись». (сура «аз Зумар», аят 51)
В данном аяте Всевышний указывает, что злодеяния вернулись к беззаконникам наказанием, которого они не смогли бы избежать.
· "Когда несчастье постигло вас после того, как вы причинили вдвое большее несчастье, вы сказали: «Откуда все это?». Скажи: «От вас самих». Воистину, Аллах способен на всякую вещь". (сура «алю Имран», аят 165)
Этот аят касается битвы при Ухуде, когда мусульмане нанесли удар, но чуть не потерпели поражение по причине неисполнения лучниками приказа Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Мухаммад ибн Исхак, ибн Джарир, ар-Раби ибн Анас и ас-Судди относительно этого аята сказали: «Скажи: «Это от вас самих» – по причине вашего ослушания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда он повелел вам не сходить с ваших мест, но вы ослушались его (речь идёт о лучниках)».
То есть ослушание приказа Пророка (мир ему) «отозвалось» мусульманам неприятными последствиями участия в битве.
· "Любое благо, которое достается тебе, приходит от Аллаха. А любая беда, постигающая тебя, приходит от тебя самого". (сура «ан Ниса», аят 79)
Согласно толкованию этого аята: «Все хорошее, что выпадает на долю человека в духовной и мирской жизни, происходит от Аллаха, поскольку именно Он оказывает людям милость и облегчает им достижение благ. А все плохое, что постигает его в духовной и мирской жизни, является следствием его грехов и дурных приобретений.
Однако еще больше тех грехов, которые Аллах прощает ему. Всевышний распахнул перед рабами ворота Своей милости, повелел им войти в них и сообщил, что ослушание мешает людям получить ее. Если же после этого человек совершает грехи, то он не должен упрекать никого, кроме себя самого, ведь он сам мешает себе достичь милости и милосердия Аллаха»
· «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое». (сура «аш Шура», аят 53)
Этот аят часто рассматривают в контексте того, что испытания и тяготы являются искуплением за совершенные грехи. В одном хадисе говорится: «Клянусь Тем, в чьей Длани моя душа, что бы ни постигло верующего, будь то утомление, долгая болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь (или) даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов».
Также Абу Джухайфа сказал: «Как-то раз я зашел к Али ибн Абу Талибу, да будет доволен им Аллах, и он спросил: «Рассказать ли вам то, что следует знать каждому верующему?». А затем прочитал аят: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое», после чего сказал: «Кого Аллах не покарал в этом мире, то Аллах — аль-Халим, (Кроткий, Мягкий — Тот, Кто прощает грехи и освобождает от мучений) и Он не удвоит ему наказание в День Воскресения. Кого же Аллах простил в этом мире, то Аллах — Щедрый, и Он простит ему и в День Воскресения» (Ахмад, Хаким).
Имам Ахмад передал от Аиши (да будет доволен ею Аллах) которая сказала: «Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если человек совершает много грехов и ему нечего принести в искупление, то Аллах испытает его несчастьем, это и будет его искуплением» (Ахмад, Баззар).
А Хасан аль-Басри в своем комментарии к этому аяту сказал: «Когда был ниспослан этот аят, Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, за царапины, судороги и спотыкание Аллах прощает какой-нибудь из грехов» (Табари).
Также Коран указывает и на то, что человек получается благое воздаяние за свои хорошие дела. Например, в толковании Ибн Касира относительно одного аята сказано следующее:
«Аль-Хаким передаёт от Саида ибн Джубайра, что подошёл человек к ибн Аббасу и сказал: «Я нанялся к неким людям на работу за то, чтобы они привезли меня в Хадж с собой, правильно ли я сделал?» ибн Аббас ответил: «Ты из тех, о ком Аллах сказал: «Им уготован удел за то, что они приобрели. Аллах скор в расчете» (сура «аль Бакара», аят 202).
5 причин, почему Аллах испытывает нас трудностями >>
Подобные аяты нельзя понимать буквально и применять ко всем ситуациям, особенно для того, чтобы обвинять себя или других за жизненные неурядицы. Их использование, размышление над ними конструктивно тогда, когда человек задумывается о том, что могло послужить причиной его бед, какова его доля ответственности. Тогда у него вместо ощущения беспомощности и бессилия появляется надежда, что, изменив что-либо в своей жизни, исправив или улучшив, он сможет позитивно повлиять на события, происходящие с ним.
Нельзя делать однозначный вывод из аятов, что плохое происходит только с плохими и что несчастья – признак гнева Всевышнего. Несчастья и тяготы постигали и пророков, мир им, и праведников, но ведь не как наказание, а как испытание на твердость духа, правдивость слов, честность.
Как сказал о Себе Всевышний в Коране, Он – Тот, «Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (сура «аль Мульк», аят 2).
Возможно, некоторые из наших испытаний являются следствием нашей невнимательности, нечестности или иных особенностей, и тогда их можно будет избежать, изменив свое поведение или убеждения. Для размышлений над этим и предназначены упомянутые коранические откровения…
Как научиться доверять Аллаху даже когда все плохо? >>
Ася Гагиева