• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Контроль гнева с точки зрения науки

Время чтения: 3 мин
6379

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Гнев лежит в основе многих неприятностей. В их числе не только конфликты, ссоры, вражда, но и деструктивное поведение и неясность мышления. Гнев затуманивает рассудок, человек теряет возможность здраво мыслить. Это в свою очередь отражается на качестве его заключений, поступков, отношений в конце концов. Гнев ослепляет разум – мы перестаем видеть часть реальности, а следовательно, не можем делать грамотные расчеты.

Как эмоция гнев неискореним. Мы не можем предотвратить возникновение гнева, но можем сделать так, чтобы он не управлял нами, уменьшить его влияние на принимаемые нами решения. Гнев должен быть сторожем нашей психики, давая нам знать, когда наши границы нарушаются, но он не должен быть хозяином, отдающим приказы.

Когда один человек попросил однажды наставления у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он три раза сказал ему: «Не гневайся». Почему же из всего многообразия добрых наставлений он дал именно это? Глубину и мудрость этого совета можно понять учитывая пагубное влияние, которому может подвергнуться тот, кто отпускает на волю своего «сторожевого пса».

Благодаря исследованиям, проводившимся в последние 20 лет доктором психологии В. Зайонцом, было выявлено, что от температуры крови, поступающей в мозг, зависит заряд возникающих эмоций. Повышение температуры крови «провоцирует» возникновение негативных эмоций, а понижение – позитивных. Сотни исследований показали, что высокая температура крови, поступающей в мозг, становится причиной плохого настроения, расстройств и межличностных конфликтов. Согласно заявлению доктора, контролируя свое поведение, мы можем контролировать и возникновение эмоций.

Когда человек гневается, последующие эмоции, которые он испытывает, становятся реакцией на физические изменения в организме. Повышается частота сердечного ритма, давления, по мере притока крови краснеет лицо. Мышцы напрягаются для совершения действия, которое зачастую сводится к тому, чтобы наброситься на объект своего гнева. Так проявляется первобытный инстинкт выживания «бей или беги», берущий начало в миндалине мозга.

Этот рефлекс полезен в экстремальных ситуациях, когда действительно стоит вопрос между жизнью и смертью. Но в условиях более-менее безопасных наилучший способ взаимодействия с гневом – контроль над ним.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указал на способы регулирования гнева. И все они, согласно физиологическим и психологическим исследованиям, наиболее экологичны для человека. Первое, что следует учитывать, так это то, что контролирование гнева угодно Всевышнему. Так, в одном из хадисов сказано: «Нет ни одного глотка, который ценился бы выше Всевышним Аллахом, чем глоток гнева, который проглотил раб ради Аллаха» (Ахмад).

В другой передаче сказано, что гнев лучше «гасить» водой: «Гнев – от сатаны, он создан из огня, а огонь тушат водой. Кто из вас зол, пусть сделает омовение». Омовение лица, ушей, головы «охлаждает» потоки крови, восходящие к мозгу. Ведь как мы говорили, низкие температуры служат причиной возникновения позитивных эмоций, а высокая температура крови – причиной негативных. Так, омовение «перезаряжает» негативные эмоции на позитивные.

Этим не исчерпаны способы контроля над гневом. Например, в одном из хадисов сказано, что слова «Прибегаю к Аллаху от проклятого сатаны» могут успокоить человека. В другом сказано, что если человек разгневан, ему лучше сесть, а если он сидит, то стоит лечь.

Исследования последних столетий показывают, что для человека более безопасно и полезно контролировать свой гнев, нежели выражать его. Так как люди, которые дают волю гневу, чаще страдают болезнями, связанными с сердцем, раньше стареют, психологически истощаются. А способы, предложенные Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не только легки в использовании, но и, как оказываются, научно обоснованы.

«Воистину, в Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (сура «аль Азхаб», «Союзники», аят 21).

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle