Ислам: союз веры и знания

649

 Интеграция знания и религии (Фото: Ashraf Amra/ТАСС)

Интеграция знания и религии (Фото: Ashraf Amra/ТАСС)

Ислам – это религия руководства истиной. Чтобы достичь этой цели человеку важно искать знания «от колыбели до могилы». Это сейчас знания условно поделены на религиозные и светские, в первое время развития Ислама это было чем-то целым, что отразилось как на культуре, так и на форме образования мусульман.

Первым обращением к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, было: «Читай!» И следом: «во имя Господа твоего». Хотя Пророк, мир ему и благословение, был неграмотным человеком, его призвали прочитать. В широком смысле речь шла не просто о чтении, а об открытии, понимании и применении обычных знаний, полученных из физической сферы существования. Для этой цели должны были использоваться не только пять чувств, наблюдения, эксперименты (эмпиризм) и разум (рационализм), но и сердце и душа. Этот новый и революционный тип чтения и приобретения знаний охватывает все существо. Он в равной степени включает в себя физическое, умственное и духовное измерение.

Это новое чтение - которое можно назвать культурой икры (читай!) - означает чтение Слова, вселенной, жизни, природы, общества, истории и себя. Это значит подходить ко всем физическим и метафизическим аспектам жизни с одинаковым усердием и одинаковыми целями. Именно из-за этого образованные мужчины и женщины названы наследниками пророков.

Само собой разумеется, что ислам, жизнь и знания неразрывно связаны. Их сочетание составляет ядро понятия таухид (Единство Аллаха) и его многочисленные последствия для жизни и мышления. И как гласят предания, превосходство образованных мужчин и женщин над набожными (но невежественными) поклоняющимися подобно превосходству (в яркости) полной луны над остальными звездами (в яркости).

Отношения между мечетями и школами (образовательными учреждениями)

Когда Пророк, мир ему и благословение, открыл мечеть в Медине как катализатор культурного и цивилизационного развития зарождающейся мусульманской общины, мечеть функционировала как центр развития. Одна из его наиболее важных функций заключалась в том, что он служил учебным центром, в котором участвовал каждый член сообщества.

На самом деле мечеть Пророка, мир ему и благословение, была первым и наиболее влиятельным учебным заведением в исламе. Является ли учебное заведение хорошим и насколько, измеряется влиянием, которое его выпускники оказывают на общество и жизнь в целом. Все остальное: причудливые названия академических программ и их учебные планы, искусственные обозначения, манипулируемые рейтинговые процессы, а также некоторые субъективные критерии и методы оценки неадекватны и чаще всего вводят в заблуждение. Люди заканчивают тем, что остаются жить в коконах их собственного академического высокомерия, невежества и самообмана.

Что касается мечети Пророка, мир ему и благословение, то ее первые выпускники, сподвижники Пророка (сахабы), были настолько превосходны и благородны, что значительно повлияли на ход человеческой истории, сделав мир лучше. Большая часть благ, которыми пользуются сегодня не только мусульмане, но и человечество в целом, обусловлена их гением и самоотверженностью, а также их непосредственными преемниками.

Обучение как средство достижения высоких целей стало неотъемлемой частью узнаваемой идентичности исламской культуры и цивилизации. Это стало частью мусульманской психики и тотального бытия. На протяжении веков мусульмане были величайшими факелоносцами человеческой цивилизации, просвещения и прогресса.

Поскольку поначалу мечети как общественные центры были единственными учреждениями, обучение занимало важное место в списке их приоритетов. Настолько, что некоторые мечети можно было отождествить со школами (колледжами или медресе), а когда школы стали независимыми учреждениями, они, в свою очередь, имели сходство с мечетями как по архитектурному облику, так и по основным функциям.

Чтобы удовлетворить требования непрерывного систематического обучения - и других социальных мероприятий - большинство мечетей в мусульманском мире были гипостильного типа, с обширными открытыми дворами. Таким образом, для мечетей было легко приспособить и облегчить множество различных действий.

Например, мечеть Пророка, мир ему и благословение, в его время функционировала как: 1) центр религиозной деятельности; 2) учебный центр; 3) резиденция Пророка; 4) благотворительный центр; 5) центр содержания под стражей и реабилитации; 6) место для лечения и ухода; и 7) место для проведения досуга.

Позже, когда школы стали независимыми учреждениями, они физически оставались рядом с мечетями и их многофункциональными комплексами. Их планировка и морфология были похожи на мечети. Часто было трудно их отличить друг от друга. Их внешний вид и роли были одинаковыми. Три ярких примера таких заведений – это университет Аль-Каравийин в Фесе, Марокко, университет аль Азхар и университет Зайтуна.

Университет Аль-Каравийин в Фесе, Марокко, является старейшим из существующих, постоянно действующих высших учебных заведений в мире, согласно ЮНЕСКО и Книге рекордов Гиннеса. Он был основан Фатимой аль-Фихри в 859 году. Уже более двенадцати столетий он является одним из ведущих духовных и образовательных центров мусульманского мира. Однако университет был основан в первую очередь как мечеть.

Как и любая мечеть, Аль-Каравийин вскоре превратился в место для религиозного обучения и политической дискуссии, постепенно распространяя свое образование на все предметы, особенно на естественные науки.

Мусульманка, которая основала первый международный университет более 1000 лет назад

Мусульманка, которая основала первый международный университет более 1000 лет назад

Мечеть Аль-Азхар в Каире, втором старейшем в мире постоянно действующем университете, после Аль-Каравийина, также изначально была школой-мечетью, впоследствии ставшей одним из самых влиятельных университетов в мире. То же самое касается университета Аль-Зайтуна в Тунисе. Эти три выдающихся примера ничем не отличались от большинства главных мечетей мусульманского мира. Кроме того, три университета никогда не переставали функционировать как мечети.

Это продукты исламской традиции, в которой мечети также являются школами (образовательными учреждениями), предоставляющими всю необходимую поддержку и средства для достижения цели; а школы (учебные заведения) также являются мечетями, в том смысле, что они продолжают пропагандировать и распространять ту же философию, цели и ценности, что и мечети, хотя и в другой плоскости, но с использованием различных средств и методов.

Несомненно, это благородный акт образовательной и духовной интеграции. Это часть того, что можно назвать институциональной идеологической гармонией, в которой знание и вера идут рука об руку, а быть верующим неизменно значит быть образованным, стремящимся к знанию и применяющим его на практике.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle
Home