• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Допускает ли ислам домашнее насилие?

Время чтения: 3 мин
12394

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Вопреки убеждениям людей, познающим Ислам не по Корану и Сунне, а по поведению определенных представителей этой религии, Ислам порицает насилие. В том числе насилие в отношении женщин. Достаточно того факта, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ни разу не поднял руку ни на одну из своих жен и также порицал мужчин, позволяющих себе рукоприкладство.

Однако даже некоторые мусульмане считают дозволенным избивание своих жен, ссылаясь на аят 34 суры «Ан-Ниса» («Женщины»):

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они будут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах - Возвышенный, Большой».

В связи с распространенностью мнения об этом аяте как об «аяте, дозволяющим насилие», возникает необходимость привести  его верное толкование. Интересно мнение по этому поводу мусульманского правозащитника, писателя, автора книги «К большому джихаду» Касима Рашида. Он считает, что 34-ый аят не только запрещает насилие, но и предупреждает возникновение подобных острых ситуаций.

Первый этап, по его словам, это сдерживание себя. Аят призывает мужчину увещевать жену,  высказывать свое беспокойство по поводу проблемы. Если женщина в ответ не принимает мер, не отвечает на обеспокоенность мужа, то следует отлучиться от супружеского ложа на срок до 4 месяцев. Это снижает вероятность насилия в семье ввиду физического отдаления. За время этой разлуки у супругов будет время подумать над произошедшим, сделать выводы и признать свою ответственность за происходящее. Этот этап не только также предупреждает насилие, но и дает супругам время и возможность прийти к согласию.

Большинство проблем разрешаются после этих двух этапов. Но даже если это не подействует, то Коран позволяет (а не приказывает) пеейти к третьему этапу – «дараба» или «побивайте их». Нельзя эти слова принимать как разрешение на насилие. Воспринимать это «побивайте» как  санкционирование насилия – значит игнорировать длительный процесс, предпринятый на первых двух этапах для предотвращения насилия, истинное значение и масштабы «побивания», а также  прецедент мирного примирения,  установленный самим пророком Мухаммадом.

Вникая в подробное толкование аята, автор пишет: «Во-первых, незаслуженно предполагать, что Коран требует предприятия столь длительных  мер предотвращения насилия только для того, чтобы в конечном итоге разрешить его. Далее арабский словарь демонстрирует, что слово, переводимое как «побивать» или «наказывать», то есть «дараба», также  может означать не имеющее ничего общего с насилием — «исцелять». Хотя «дараба» может также означать «ударить», правильно понять смысл и силу этого «удара» лучше всего на примере пророка Мухаммада. Пророк объяснил, что если мужчина не в состоянии контролировать свой гнев — несмотря на первые два обязательных ограничения, — любые действия, в том числе и «удар», должны исцелять, и «даже не оставлять следа».

Также исламские богословы пишут следующее: «Важно и уместно упомянуть, что сначала Пророком был оговорен полный запрет относительно ударов. Затем через некоторое время был ниспослан аят, допускающий битье в качестве последнего способа повлиять положительно на супругу. Именно положительно! Ученые однозначно высказывались о недопустимости ударов, которые порождают внутрисемейную неприязнь, ненависть. Явным доказательством тому является:

1) поведение самого пророка Мухаммада (он никогда не поднимал руку на другого человека, кроме как вынужденно на поле битвы);

2) ясное и однозначное пояснение посланника Божьего — «(если и допускается, то только) «ударом, который не будет жесток!»;

3) пророк Мухаммад говорил: «Лучшие из вас (мусульмане) не бьют своих жен!».

Таким образом, 34-й аят суры «ан-Ниса» не содержит дозволения к насилию, а наоборот предупреждает его. В нем - призыв к сдерживанию своего гнева, урегулированию конфликтов и разногласий мирным путем, а также к избеганию критических ситуаций. В конце концов, главным фактором домашнего насилия является вовсе не тот или иной аят, а гнев, агрессия и слабость духа. И тот, кто не намерен бороться с подобными пороками своей души, не должен искать оправданий своей слабости, неверно толкуя религиозные тексты.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle