• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Что значит «Аллах наставляет, кого пожелает»?

Время чтения: 4 мин
8815

В суре «аль Бакара», аят 272 говорится: «Аллах наставляет, кого пожелает». Значит ли это, что Аллах ведет прямым путем или вводит в заблуждение вне зависимости от дел человека? Все свершается по воле Всевышнего, как говорил имам аш-Шафии: «Он – Тот, у Кого не спрашивают о Его решениях».

Однако чтобы не оказаться в числе отчаявшихся, считающих, что они никак не могут повлиять на свое будущее, и оно зависит от случайности, следует поразмыслить над некоторыми вопросами.

1. Если человек не может повлиять на свое будущее, то зачем…

Зачем Всевышний ниспосылал Писания, отправлял пророков и посланников с призывом обратиться к прямому пути и искренней вере? Несет ли тогда человек ответственность за свои дела, если они не влияют на решение в отношении него?

В Коране сказано:

«Посланникам, которые [были наделены Откровением и] несли благую весть [о Рае для верующих] и предупреждали [о наказании], чтобы у людей не было никакого довода против Аллаха после [прихода] посланников. И Аллах – Достойный, Мудрый» (сура «ан-Ниса», аят 165)

Согласно толкованию: «Одного за другим Аллах отправлял к людям Своих посланников, и они разъясняли им религиозные предписания. Они доводили до их сведения, какие поступки позволяют снискать Его благоволение, а какие навлекают на людей Его гнев. Они проливали свет на путь, ведущий в Райские сады, и на дороги, ведущие в Преисподнюю.

И если после этого люди отказываются уверовать, то они должны сетовать только на самих себя. Аллах отправил посланников и ниспослал им Писания, и это свидетельствует о Его совершенном могуществе и мудрости. Это также свидетельствует о Его милости и добродетели, ведь люди испытывали в пророках величайшую нужду, которую трудно даже представить себе».

Пророки разъясняли разницу между грехом и благом, призывали к благому и порицали греховное. И согласно аяту, это было сделано, чтобы люди выбрали свой путь (праведности или бесчестия), а потом несли ответственность за свой выбор.

2. Обвинение Аллаха в неудачах – удел Иблиса.

Коран ясно показывает, что одним из первых, кто обвинил Аллах в своем поведении, был сам Иблис. Всевышний повелел всем преклониться перед Адамом, но Иблис проявил высокомерие, за что был проклят и изгнан. На это он ответил:

«[Иблис] сказал: «Господи! За то, что Ты ввел меня в заблуждение, я приукрашу им земные блага [заставлю их совершать грехи] и непременно собью их всех [с истинного пути]» (сура «аль Хиджр», аят 39).

Предостерегая нас от подобной ошибки – попытки взвалить бремя своих проступков на других,  ниспосланы и другие аяты, напоминающие нам о нашей ответственности за то, что с нами происходит:

«И любая беда постигает вас [верующие] лишь за то, что вы сделали своими руками [из грехов]. Он прощает вам многое» (сура «аш-Шура», аят 30).

«И все, что дано вам в земной жизни, – дано на время. А то, что у Аллаха [Рай и его блага], лучше и долговечнее. [Это награда] для верующих, которые полагаются на своего Господа» (сура «аш Шура», аят 36).

Сура "Ат-Такасур": как не стать рабом мирского? (АУДИО)

3. Всевышний не забывает о совершенном нами добре.

В аятах Корана также говорится о том, что Аллах не теряет награды тех, кто совершает благие поступки.

«Поистине, Аллах не лишает награды людей добродетельных» (сура «ат Тауба», аят 120).

«Они радуются благам от Аллаха и [Его] щедрости, и тому, что, поистине, Аллах не обесценивает награду верующих» (сура «алю Имран», аят 171).

«Кто совершил добро весом с мельчайшую частицу, увидит его [награду за него]» (сура «ал Залзала», аят 7).

12 деяний, которые утяжелят чашу весов в День Суда

Согласно одному аяту, добро, совершенное человеком, не только не теряется, но и приумножается:

«Поистине, Аллах не совершает несправедливости даже весом с мельчайшую частицу. А если [поступок] хороший, то Аллах увеличит его [вознаграждение за него] и даст от Себя великую награду» (сура «ан-Ниса», аят 40).

Основываясь на приведенных аятах, нельзя согласиться с тем, что человек не может влиять на свое будущее. А если несправедливость в отношении него и имеет место быть, то только в том, что многие проступки ему прощаются, а благие дела приумножаются.

«Поистине, Аллах Снисходителен [и не даст пропасть вознаграждению Своих рабов] и Милующий [верующих]» (сура «аль Бакара», аят 143).

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle