Актуально: рекомендации Пророка (ﷺ) для защиты от инфекционных заболеваний
Болезни и вирусы всегда были частью истории человечества. Глобализация, путешествия, частота контактов способствуют более активному их распространению. К примеру, коронавирус возник в Китае, но до сих пор распространяется по всему миру и уносит жизни тысяч людей.
Ислам как система мировоззрения принимает во внимание все аспекты человеческого бытия, включая его эмоциональное, психологическое, физическое здоровье, а также благополучие общества. Настало время пересмотреть свое отношение к заботе о своем теле и вспомнить некоторые Сунны, которые помогут защитить себя и близких от заражения.
Согласно одному из хадисов, посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Чистота есть половина веры!». В другом хадисе говорится: «Аллах Всевышний чист и любит чистоту» (Муслим, ат-Тирмизи).
Также в одном из аятов сказано: «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (аль-Бакара, аят 222).
Очищение как духовное, так и физическое является залогом здоровья. Здесь мы упомянем некоторые практики в соблюдении гигиены, которым Пророк (мир ему) согласно хадисам, учил своих последователей.
1. Мытье рук перед едой.
Сальман (аль-Фариси), да будет доволен им Аллах, передаёт: «Я (, до принятия ислама,) читал в Торе, что благодать еды — малое омовение перед ней. Я рассказал об этом Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал: «Благодать еды — малое омовение и до неё, и после неё». (Тирмизи, № 1846)
Согласно толкователям, подразумевается не омовение, совершаемое для молитвы, а просто мытьё рук и рта (‘Аун аль-ма‘буд). Напомним, что одна из настоятельных рекомендаций врачей в нынешней ситуации – это тщательное мытье рук.
В ВОЗ показали, как правильно мыть руки для защиты от COVID-19 >>
2. Очищение после туалета.
Посланник (мир ему) обучил последователей «гигиене туалета». Арабы не знали о подмывании с использованием воды до прихода Посланника (мир ему). Аллах похвалил жителей Медины, потому что они первые последовали тому, чему он их научил. Всевышний о них сказал: «В ней есть мужи, которые любят очищаться» (ат-Тавбату, аят 108).
3. Пятикратное омовение перед намазом.
Всевышний сделал омовение основным условием для совершения намаза. В Коране говорится (смысл):
«О уверовавшие! Если собираетесь совершить молитву, то перед ней совершите омовение следующим образом: вымойте лицо, руки до локтей, оботрите голову влажными руками и вымойте ноги до щиколоток...» (Аль-Маида, аят 6).
Пятикратное совершение молитвы обязывает практикующих мусульман совершать омовение пять раз в день или же сохранять его на протяжении всего дня.
Порядок совершения омовения >>
4. Прикрываться при кашле или чихании.
В хадисе, переданном от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается: «Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, чихал, он прикрывался рукой или куском ткани». (Тирмизи)
Посланник (мир ему) учил этому мусульман еще до того, как люди поняли, что болезни могут передаваться по воздуху.
Правда ли, что Аллах любит чихание? >>
Посещение больных является Сунной. Однако во времена инфекционных болезней Пророк (мир ему) призывал воздерживаться от путешествий и соблюдать карантин. Посланник Аллаха (мир ему) говорил:
«Если вы услышите, что чума (распространилась в какой-нибудь) земле, не приезжайте туда, если же она распространится на той земле, где вы находитесь, не покидайте (этой земли) убегая от неё».
Чтобы люди поняли, что такие меры являются необходимыми, Посланник Аллаха (мир ему) даже установил стену вокруг местности, где была чума, и сказал тем, кто проявит терпение, будет вознаграждение как за смерть шахида.
На протяжении истории ислама было построено несколько больниц, чтобы предотвратить распространение болезней. Например, в 706 году омейядский халиф Аль-Валид построил первую больницу в Дамаске и издал приказ изолировать инфицированных проказой от других пациентов. Эта практика имела место быть и в Османской империи вплоть до 1838 года.
Рекомендации Пророка Мухаммада (мир ему) в отношении инфекционных заболеваний, чистоты и гигиены намного опередили его время. Инфекционный контроль является неотъемлемой частью учения Ислама о гигиене. Вместе с тем, основные принципы, которые практикуются сегодня крупными организациями здравоохранения, почти полностью соответствуют наставлениям Пророка Мухаммада (мир ему).
Ася Гагиева