• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

3 кита халяльного богатства

Время чтения: 4 мин
7006

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Многие убеждены, что богатство – неизменный спутник  воровства и обмана. И подобные убеждения либо удерживают человека в рамках бедности, либо толкают к преступлению границ нравственности. Исламу чужд такой подход. В Исламе богатство ценится в том случае, если заработано халяльным путем и потрачено на обязательное (например, обеспечение семьи, выплата долгов, выплата закята, совершение хаджа и т.д.), дозволенное или одобряемое. И если у мусульманина есть цели, ради исполнения которых ему необходимы средства, то для их обретения ему не обязательно выходить за границы разрешенного. Достаточно взять за основу своих стараний некоторые принципы – принципы халяльного богатства.

1. Честный труд.

Честность – это основа торговли в Исламе. Тот, кто пренебрегая честностью, увеличивает количество денег, на самом деле теряет намного больше. Его имущество лишается бараката, а какой смысл в деньгах, если в них нет блага? Так, например, часто можно услышать от людей, которые зарабатывают достаточно много, чтобы не жаловаться на бедность, что деньги у них «утекают как вода», и они даже не могут вспомнить на что конкретно их потратили, какую пользу себе или другим ими принесли. Одна из причин таких ситуаций – отсутствие бараката. И если человек замечает у себя подобное, ему стоит задуматься, каким путем он их зарабатывает.

Абу Аббас, да будет доволен им Аллах, передал: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пять за пять». Сподвижники, да будет доволен ими Аллах, спросили: «Что это означает?» Он ответил: «Люди нарушают договор – Аллах натравит на них врагов. Они не судят по закону Аллаха – Аллах нашлет на них бедность. Чем больше среди них распространится разврат, тем больше будет смертность. Если будут обвешивать в торговле, он ниспошлет неурожай, ветры, отнимет (благодать) баракат с их посевов. А если будут задерживать закят – Аллах пошлет на них засуху». Также праведники говорили: «Честность обеспечивает достаток, вероломство обеспечивает нужду». Честность в торговле – это не ситуативные проявления благородства, честность должна быть основой, каркасом всего дела, торговли. Поэтому подумать о том, чтобы достичь честно заработанной прибыли, нужно заранее. Чистое намерение всегда встретит успех.

2. Милостыня.

Мусульманин не может быть равнодушным к беде другого человека.  И порой необходимая другому помощь заключается в том, чтобы помочь ему материально. Может показаться, что после того, как человек честным трудом заработал достаток, необходимость помогать другим снова обеднит его и ввергнет в состояние неимущего. Но на самом деле милостыня – это те же «дрожжи», на которых растет богатство. О чем известно из достоверных хадисов. Например, в хадисе, переданном от ат-Табарани, говорится: «Подаяние не уменьшает имущество, и как только раб протягивает руку с подаянием, оно попадает в руку Аллаха, то есть Всевышний Аллах принимает его, и это вызывает Его довольство – до того, как оно попадает в руку просящего».

В версии, рассказанной ат-Табарани и Ахмадом, сказано: «Однажды Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: «Что такое милостыня, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «То, что приумножается во много крат и у Аллаха есть еще». А потом прочитал: «Если кто-либо одолжит Аллаху прекрасный заем, то Он увеличит его многократно» (Коран, сура «Аль-Бакара», аят 271). Мусульманин одевает другого в платье и пребывает под защитой Аллаха, пока на том остается хоть ниточка от  этого платья.

Если мусульманин одевает в платье другого мусульманина, которому нечего надеть, то Аллах оденет его в зеленые одеяния Рая. Если мусульманин кормит другого мусульманина, которому нечего есть, то Всевышний Аллах накормит его плодами из Рая. Если мусульманин напоит другого мусульманина, страдающего от жажды, то Всевышний Аллах напоит его вином из запечатанных бутылей». Милостыня стирает грехи, увеличивает милость Аллаха и блага не только земной, но и вечной жизни. Чем больше отдаешь, тем больше получаешь.

3. Упование.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы вы полагались на Аллаха должным образом, Он одаривал бы вас благами, как птиц: они улетают утром голодными и возвращаются вечером с полным желудком» (Тирмизи). Когда человек полагается на Всевышнего, ожидает он Него помощи и содействия, при  этом делая то, что требуется от него самого, то помощь приходит к нему откуда он и не ожидает. Упование на Аллаха, доверие к Нему – одно из условий успеха в делах. Как сказано в Коране: «Тому, кто боится Аллаха, Он даст выход из положения, и наделит его уделом оттуда, откуда он даже и не ожидает» (сура «Ат-Таляк», «Развод», аяты 2-3).

Итак, честный труд, упование на Аллаха и подаяние (садака) являются основой халяльного богатства. И к этим трем можно добавить и еще один «компонент» - благодарность. Но все же… Даже если вы достигнете своей цели – помните, что богатство не должно быть целью, а должно быть средством для осуществления благих целей. Будьте сознательны даже в обретении благ. И пусть наше духовное богатство всегда будет больше богатства материального!

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle