• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Вера еще не есть Знание

Время чтения: 5 мин
3300

Коран ниспосылался как руководство, предназначенное для выведения человечества из тьмы к свету. Из какой тьмы? Из тьмы ночи? Но ведь солнце-то восходило каждый день и освещало мир! О какой тьме идет речь? Понятно, что не о ночной тьме, которую Всевышний создал для того чтобы люди в ней находили отдохновение от дневных забот. А о какой тьме тогда идет речь? О тьме незнания? О тьме невежества? Или о тьме лжи?

Легко сказать, что тьма – это невежество, а когда приходит Истина и/или Знание, то вот он – свет! Но так ли просто обрести Истину и/или Знание? Подумаем об этом. Например, прочитал рецепт – получил знание о том, как приготовить то или иное блюдо. Прочитал карту – получил знание о том, как проехать туда, куда нужно. Но это знания, с позволения сказать, для этого мира. В этом случае достаточно веры в то, что рецепт – правильный, и что карта не врёт. Итак, в материальном плане складывается следующий алгоритм: информация→вера (в истинность информации)→ действие→результат→знание.

А как обстоит дело с получением духовных знаний? Достаточно ли прочитать Коран, уверовать во Всевышнего, чтобы знать Его? Работает ли приведенный выше алгоритм в духовной сфере? И если он работает, то следуем ли мы ему?

«Знать Всевышнего» само по себе звучит странно, правда? Гораздо привычнее фраза «веровать во Всевышнего». Но являются ли вера и знание одним и тем же? Судя по поведению людей, которые считают себя верующими, то для них эти понятия равнозначны, ведь тот, кто верит, всегда говорит так, словно он знает. Но так ли это на самом деле? Достаточно ли верить, чтобы знать?  Этот вопрос задавался и прежде. Например, Имам Газали сказал великие слова: «Неумение видеть разницу между убеждениями и знанием является губительной привычкой нашей эпохи». Фактически, великий мыслитель предупредил, что люди не видят разницы между своими убеждениями и знанием, и добавил, что это опасно.

Например, когда проповедник говорит о Всевышнем со слов Корана, то он лишь демонстрирует свое  знание того, что Всевышний сказал о Себе в Коране. Попутно он показывает свою веру в то, что Коран – истина, и что Всевышний сообщил в нем истину о Самом Себе. В этом нет ничего плохого. Все так делают, пафосно и высокопарно. Но можно ли, при всей красоте и изысканности риторики, воспринимать слова проповедника, как его личное знание о Всевышнем? Особенно если проповедник призывает к насилию, к кровопролитию? Если он убеждает своих слушателей, что Всевышний хочет от них самопожертвования во имя торжества истины…

Любой может выучить наизусть рецепт какого-нибудь блюда и рассказать об этом замечательном блюде и рецепте его приготовления всем желающим узнать это… И ему, наверное, поверят, поскольку нет причины не верить, люди ведь пришли к нему за этим. Но только самый пытливый, самый сознательный спросит, а пробовал ли сам рассказчик приготовить блюдо по этому рецепту. И рассказчику должно быть стыдно, если придется признаться, что они не пытался. Но чтобы не попасть в неловкое положение, рассказчик может соврать. Честный перед собой, перед людьми и перед Богом рассказчик, прежде чем выйти к людям и поведать им о рецепте,  должен сам приготовить блюдо по нему.

С рецептом просто. Ошибиться не опасно, обмануть тоже обойдется без больших проблем. Но когда речь идет о разговорах о Всевышнем… это совсем другое дело. Часто о Нем говорят люди, не знающие Его. И при этом слушатели верят им только в силу того, что, по их мнению, перед ними выступают люди, которые знают Всевышнего, они ведь читали Коран, они знают Сунну. Мало кто сомневается в том, что вещающие от имени Всевышнего знают, чего Тот хочет от людей… Такие проповедники легко убеждают своих слушателей в том, что им известно чего требует Всевышний. Им легко убеждать других, потому что они говорят о священных для человека вещах… Когда о священных вещах складно, гладко и воодушевленно говорит тот, кто сам еще не приготовил блюдо по известному ему рецепту, то очень легко повести людей по ложному пути. Легко заставить людей петь боевые песни, побратать их похлебкой из одного котла, внушить идеи самопожертвования ради обретения рая… Легко лгать, когда тебя слушают незнающие, а потому готовые поверить в красиво звучащие и далеко зовущие слова. Вот так и вербуют незнающих и легковерных. Легко вербовать, когда вера приравнена к знанию. И вот, одни незнающие уже ведут за собой других незнающих на погибель. А управляют процессом те, кому выгодно сеять хаос в мире мусульман и сталкивать их друг с другом. Ведь управлять верующими, которые не знают, очень просто. Достаточно продолжать не давать им знания, оградить их от знания. А еще нужно пресекать любые их попытки размышлять самостоятельно. Самое опасное в том, что при этом последователь харизматичного проповедника не чувствует какого-либо дискомфорта, ибо никто не посягает на его веру! Никто не говорит, что вера – это еще не знание. Никто не призывает проверить веру знанием. Никто не напоминает, что Аллах в Коране призывает человека просить у Него знание. Почему не веру? А потому что веру Он дает Сам кому пожелает.

В результате, там где нет знания – там бал правит ложь и обман. По правде говоря, там правит бал сатана. Ложь удобна и легка, она понятна и ей легко выдать себя за истину. Ведь ложь легко выдумать, придумать, измыслить и поэтому легко ей придать блеск истины, раскрасить ее яркими красками для привлекательности. Врать – это как бежать под гору – ноги сами несут. Жить во лжи – то же самое – это просто.

Однако Истина-Знание… Истину-Знание не придумаешь, их нужно завоевать, пролить немало пота, поэтому она тяжела, она мучительна, и еще… от нее больно! Больно, когда Истина-Знание приходит и заявляет свои права на сознание человека. Это как смерть: пропитанное ложью сознание должно полностью очиститься, чтобы туда вошла Истина-Знание. Но когда тьма лжи уходит под ярким светом истины, то умирает целый мир, созданный в сознании человека его нафсом, его эго. Умирает мир, который, по сути, внушен человеку самим шайтаном. И… часто этот выдуманный мир выглядит очень даже праведным и богоугодным! А никто и не обещал, что будет просто научиться отличать подлинную религиозность от выдуманной.

Но Истина-Знание не может находиться рядом даже с остатками лжи. Только полностью освобожденное от гипноза лжи сознание способно вместить Истину-Знание. И еще: Истина-Знание не позволит себе подстраиваться под кого-бы то ни было. Она сама перекроит человека, перестроит, переродит. Поэтому, чтобы пустить в себя Истину-Знание нужно измениться самому. Ведь Аллах не меняет состояния человека, пока он сам он не осознает, что дальше так жить нельзя и решит измениться.

Это значит, что у нас все еще впереди.

 

Социальные комментарии Cackle