• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Шведский экс-дипломат: апартеид – это преступление

Время чтения: 4 мин
1475

Недавно издательство Cune Press в Сиэтле (США) выпустило книгу под названием «Апартеид –  это преступление: портреты израильской оккупации». Автор книги – Матс Свенссон, бывший шведский дипломат, писатель и фотограф.

До Палестины, в которой Матс оказался в 2004 г., он много лет работал в Бангладеш, Конго и Южной Африке. Как видим, это не те страны, в которых можно расслабиться и наслаждаться жизнью, даже если ты дипломат. Но где бы он ни оказался, пассивность и апатия – не для подвижного и неравнодушного Матса Свенссона.

Поэтому срок своей дипломатической службы в Палестине Свенссон, не расставаясь со своим фотоаппаратом, провел в разъездах, общаясь с журналистами, политиками, представителями ООН. Он специально посетил север оккупированного палестинского Западного берега, где впервые увидел Стену. Матс познакомился с местными жителями, которых выгнали из домов и согнали с их земли. Теперь их жизнь осталась лишь в памяти, по ту сторону Стены. Иными словами, дипломат изучил Палестину изнутри и, как он сам признается: «Что-то произошло внутри меня за это время. Я был в шоке. Я понял, что совершенно не готов к этому».

Работа в Южной Африке, долгая и трудная борьба против апартеида и расизма дала Свенссону возможность узнать, что такое разделение населения по тем или иным признакам. Однако в Палестине ему пришлось переосмыслить южноафриканский нарратив. Будучи дипломатом, Матс мог встречаться с южноафриканцами, работающими в Палестине. Однажды дипломатический представитель Южной Африки в одном из палестинских городов сказала ему, что все южноафриканцы, которые проводят в Палестине по меньшей мере один месяц, все как один признают, что по сравнению с апартеидом в Палестине апартеид в Южной Африке был лишь пикником.

Тогда Свенссон не поверил своей коллеге. Но тот разговор с ней стал толчком к непосредственному погружению в ситуацию. У Свенссона было достаточно времени, чтобы убедиться в том, что происходящее в Палестине действительно хуже южноафриканского апартеида. Более того, он осознал, что политика «молчаливой дипломатии» никогда не сможет стать инструментом давления на Израиль, чтобы положить конец его порабощению палестинцев.

Свенссон подчеркивает, что дипломаты не могут позволить себе назвать вора – вором, убийцу – убийцей, колониализм – колониализмом, а апартеид – апартеидом. Единственный выход в таких случаях – это молчаливая дипломатия, этакое внутреннее непризнание и осуждение. Но голос такой дипломатии тих настолько, что его не слышно, поэтому Свенссон решился во всеуслышание заявить об апартеиде, практикуемом в Израиле.

Будучи увлеченным искусством фотографии, Свенссон видит и представляет ситуацию также и глазами художника. В книге много фотографий. На них показаны места и истории, которые обобщаются такими терминами, как нарушения прав человека и угнетение. Текст и визуальный ряд взламывают стереотипные представления о жизни палестинцев, которые культивируются СМИ и дипломатией.

Визуальный ряд книги можно рассматривать как большой Палестинский фотографический проект автора, начавшийся с его походов и наблюдений за палестинской жизнью в стороне от привычных видов и фото-штампов. Палестинский фотоархив Свенссона состоит из 60 000 кадров, сообщает сайт издательства, выпустившего книгу шведского экс-дипломата. Из них лишь около ста нашли свое место на страницах книги Свенссона. Черно-белая фотография сохраняет и доносит до читателей память о Палестине и о вечных нарушениях и унижениях, пережитых палестинцами при израильской колонизации и апартеиде.

Кроме того, Свенссон в своей книге уделяет много места цитатам из рассказов палестинцев, израильтян и международных лидеров, сопоставляя их с портретами людей и пейзажами. Свенссон утверждает, что дипломатия и дипломаты способствовали закреплению израильской военной оккупации. На страницах его книги дипломатическое сообщество и мировые лидеры подвергаются разоблачению за то, что они лишь на словах пытаются положить конец израильской колониальной оккупации.

Например, в книге есть такие слова: «Невозможно всерьез воспринимать Джорджа Буша-младшего и Барака Обаму, когда они говорят о мире, в то время как на местах израильское присутствие и безопасность всегда были для них приоритетом». Добавление автором подобных разъяснений создает необходимый и шокирующий контраст между палестинской реальностью и миром международной дипломатии.

И вновь обратимся к фотографиям Свенссона. Эти визуальные документы говорят сами за себя, когда демонстрируют читателю следы систематических этнических чисток, которыми власти Израиля вытеснили палестинцев с их земли, представляют свидетельства преднамеренной практики апартеида и разрушения сектора Газа. Разделительная Стена, которая является зримым символом апартеида, является часто повторяющимся образом в фотографиях Свенссона.

Ее виды создают соответствующий настрой: ограждение выглядит неестественным, чуждым природе не только ландшафта, но и природе человеческого рассудка. Виды Стены подавляют, они угнетающе инфернальны, особенно когда ее виды запечатлены из окон, выходящих на нее. Не менее вопиющими выглядят канализационные трубы, проложенные под Стеной и которые предоставляют палестинцам единственный и унижающий их человеческое достоинство способ перемещения. Свенссон пишет, что, видя людей, идущих, спотыкаясь, по канализационному туннелю, он получил еще один урок того, что значит жить под израильским унижением.

Отрезвляющая книга Свенссона с говорящими фотографиями, краткими пояснениями автора и высказываниями реальных людей призывает изменить отношение к судьбе палестинского народа, разорвать пелену дипломатического этикета, в котором униженный и загнанный в резервации народ Палестины является лишь статистическим объектом внешней политики.

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle