• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Размышления «чайника» об экономике

Время чтения: 4 мин
2749

В последнее время ходит много разговоров о, так называемой, «исламской экономике». Слов нет, термин звучит красиво. Название говорит само за себя: не какая-нибудь там экономика, а именно Исламская экономика! Наверное, у многих грудь наполняется гордостью от наблюдения того, как это понятие прокладывает себе путь в глобальном информационном поле, привлекая внимание общественности к еще одному исламскому бренду и привнося в сознание людей еще одну причину для уважения Ислама.

Но у меня есть друг-мусульманин, видный экономист, который всю свою профессиональную жизнь посвятил экономике. Однажды  он сказал мне: «Не бывает экономики исламской или неисламской, как не бывает неба русского или татарского. Есть либо правильная экономика, либо неправильная экономика. Вся человеческая жизнь, будь-то в личной плоскости или в общественной, является в той или иной форме выраженной и функционирующей экономикой. Другими словами, жизнь – это экономика».

Я задумался об услышанном и подумал: «Пожалуй, мой друг прав. Допустим, что жизнь – это экономика. А ведь жизнь может быть правильной или неправильной. Третьего не дано. Равно как и вода. Вода может быть чистой, т.е. пригодной для питья или нечистой, т.е. непригодной для питья. Дело только в том, что никто не пьет нечистую воду. Люди пьют чистую воду или фильтруют нечистую, если нет чистой воды. Вода – Божий дар, с ней не поспоришь, ее не обманешь, равно как и себя. Но с экономикой дела обстоят иначе. Здесь не все так очевидно и понятно, как с водой. Дело в том, что экономика – вещь достаточно абстрактная. Я, конечно, понимаю, когда речь идет об экономике домашнего хозяйства – здесь все на виду и такую экономику не назовешь абстрактной. Всякий будет стараться вести «чистую» экономику, если продолжить аналогию с водой. А когда речь идет об экономике в глобальном масштабе? Что мы можем в ней изменить? И насколько чиста эта глобальная экономика? А ведь если задуматься, то трудно не признать, что мы сегодня живем в глобальной мировой системе, все люди, за исключением тех, кто живет натуральным хозяйством, повязаны нитями единой мировой экономической паутины. Но кто ткет эту паутину? Чисты ли намерения этого глобального ткача?»

В самый разгар т.н. «глобального экономического кризиса» я, пытаясь разобраться в сути происходящего, задал своему другу соответствующий вопрос. Предупредив своего товарища о том, что с математикой и расчетами у меня всегда было плохо, а также попросив его ответить максимально просто и понятно, я сформулировал свой вопрос следующим образом: «Раздаются панические крики: «Экономический кризис! Кошмар! Рынки рушатся!». Но я не понимаю, отчего может возникнуть кризис? Ведь если подумать, нефть как добывалась, так и продолжает добываться, газ, лес… другие ресурсы – все это никуда не исчезло. Раз добывается – значит и продается, разве не так? Тогда почему в России мы должны переживать из-за банков, которые рушатся в Америке? Только прежде, чем ты ответишь мне, я хочу услышать максимально понятный для себя ответ, а потому, от таких больших экономических масштабов я перейду на более мелкий масштаб, который могу примерить на себя. Итак, представим, что я - фермер. У меня есть коровы, которые каждый день дают молоко.

Я продаю это молоко и живу на вырученные от этой продажи средства. И вдруг в США обрушиваются какие-то банки. Все в панике! Но мои коровы продолжают давать молоко, совершенно игнорируя панику, которая уже распространилась по всему миру. И я продолжаю продавать молоко, поскольку потребители не перестали употреблять молоко и вряд ли перестанут его употреблять. Теперь мой вопрос: При схеме бизнеса, которую я описал выше, какие у меня могут быть проблемы оттого, что где-то на другой стороне планеты лопнули чьи-то там банки?

В ответ на свой вопрос я услышал следующее: «Дело в человеческой жадности: ты продаешь только то молоко, которые твои коровы произвели сегодня. Завтра ты продашь то молоко, которое они произведут завтра. А есть такие фермеры, которым некто предложил деньги за их молоко наперед, и они купились на эту дьявольскую уловку, то есть «продали» молоко на десять лет вперед, уже сегодня получив деньги за продукт, который их коровы еще не произвели. Зато они уже сегодня могут начать тратить деньги и покупать себе все что захотят. Никто из них не задумался о том, что поступая так, они нарушают правильный ход жизни, действуют вопреки истине. Другими словами, они нарушили нормы правильной экономики, которая в их случае заключается в определенной последовательности природных, то есть установленных Всевышним процессов, в результате которых коровы дают молоко.

В итоге, они не только лишились своих коров, потому что они стали принадлежать тому, кто купил их продукт на десять лет вперед, но и стали пешками в руках того кредитора, который купил не только их, а тысячи таких как они падких на деньги производителей. И если их кредитор, их хозяин найдет новый механизм, который позволит ему заработать больше, то он, не задумываясь, пожертвует как своими рабами, так и их коровами как пешками в шахматной игре. Фактически, речь идет о продаже души дьяволу, никак иначе, поскольку за всем негативом, происходящим в мире людей, маячит зловещая тень именно этого персонажа. Однажды наступит день, когда этот персонаж перед лицом  Бога отречется от всех, кто когда-то в ущерб истине предпочел сиюминутную выгоду…».

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Социальные комментарии Cackle