• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

На чьих самолетах будут летать?

Время чтения: 3 мин
3035

Было время, когда люди проживали всю свою жизнь, как говорится, не сходя с места, от рождения до смерти созерцая одни и те же пейзажи. В наше время даже трудно представить себе человека, который хотя бы раз в жизни не совершил дальнюю поездку на каком-либо транспорте. Путешествия, туризм, деловые поездки стали обычным явлением для миллионов людей.

Высокая потребность в путешествиях и налаженном трафике порождает рост предложения во всех отраслях пассажиро-перевозок. Так, по сообщению Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), опубликованному в докладе об итогах 2015 года, с 2010 по 2015 год пассажирооборот авиакомпаний во всем мире вырос на рекордные 6,5%. 

По данным того же отчета, рост трафика в 2015 году зафиксирован во всех рынках. Совокупные провозные емкости в 2015 году у авиакомпаний увеличились на 5,6%. При этом эффективность использования самолетов в среднем за год стала выше. Коэффициент загрузки салонов вырос на 0,6 процентных пункта, достигнув рекордного годового максимума в 80,3%.

Иными словами, участие на рынке авиаперевозок представляет собой выгодное предприятие, особенно для тех стран, которые производят самолеты.

Что касается России, то она до сих пор пожинала плоды разрухи, нанесенной мутными волнами стихийной Перестройки, которые напрочь снесли в небытие целые отрасли высокотехнологичных секторов тогда еще советской экономики. Были потеряны производственные базы, высококвалифицированный персонал, технологии и т.д.

На этом фоне выглядит чудом возрождение ряда направлений российской авиапромышленности. В частности, восстановлено производство непревзойденных сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков ТУ-160. Недавно Россия удивила мировой авиационный истеблишмент своей новой разработкой: среднемагистральным пассажирским самолетом Сухой Суперджет-100 (Sukhoi Superjet-100). Отметим две особенности: во-первых, Сухой Суперджет-100 - это первый самолет, разработанный в России после распада СССР. Во-вторых, Сухой Суперджет-100 является первым российским пассажирским самолетом, полностью разработанным на базе цифровых технологий, т.е. без чертежей на бумаге.

Но этого мало. Достаточно проследить динамику развития авиастроения в мире, дабы понять, что российскому авиапрому предстоит тяжелая конкурентная борьба с иностранными производителями пассажирской авиатехники. Например, согласно данным авиакомпании Эйрбас к 2035 годы пассажирский авиа-трафик возрастет на 4.5%. Для удовлетворения возрастающего спроса потребуется выпустить 33000 новых лайнеров. На данный момент мировой авиапарк представлен 19000 бортов. А если говорить о количестве пилотов, то их понадобится более, чем… полмиллиона!

Следует учитывать также, что наиболее динамично развивающимся рынком авиаперевозок является Азия, на сотрудничество и интеграцию с которой с недавних пор целенаправленно ориентируется российское политическое руководство. Именно в Азиатском регионе, особенно в Китае и Индии 75% населения будут перемещаться на самолетах. А авиакомпании Европы и Америки планируют увеличение пассажиропотока в азиатском направлении на 3.7%. В общем, есть где развернуться и на чем заработать российскому авиапрому.

Авиастроение – это именно тот сектор экономики, который оперирует новейшими технологиями, создает потребность в них и является ведущим заказчиком для формирования соответствующей инфраструктуры, начиная, с одной стороны, с подготовки кадров, а с другой стороны – с добычи и переработки ресурсов. Иными словами, авиапромышленность – это роскошь, которую может себе позволить только сильное во всех отношениях государство. И чтобы наша страна могла занять свою нишу, а точнее – вернуть себе утерянное место ведущего мирового авиапроизводителя, потребуется напрячь все силы.

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle