• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Краеугольный камень исламской культуры

Время чтения: 5 мин
2281

Если какая-то культура вещает о гуманизме, но при этом не возражает, если дети отдают своих престарелых родителей в приюты для стариков, или если старики, по тем или иным причинам оставшись одинокими, не находят достойной защиты и поддержки со стороны государства, или если пожилые люди влачат жалкое существование по причине мизерных пенсий, то грош цена этой культуре, обслуживающей ее идеологии и власти, в целом.

Тот мир, который мы видим сегодня вокруг себя, утратил уважение к старости. В настоящее время в обществе культивируются «ценности», согласно которым старшее поколение – лишь бремя для молодых. Дома престарелых стали основным продуктом, предлагаемым для старшего поколения. И разве мало повзрослевших детей, которые ищут альтернативные способы ухода за своими родителями, лишь бы сбросить с себя эти заботы?

Человечность держится на двух столпах: любви к детям и уважении к старикам. Оба этих начала являются фундаментальными ценностями мусульманской культуры. В этом свете любые гуманистические лозунги, провозглашаемые в мире, опадут как осенние листья с деревьев, обнажив голые неприглядные ветки. Однако в исламском мире этого не произойдет. Поэтому у мира нет альтернативы, кроме ислама, если, конечно, мир захочет сохранить достоинство и честь.

К великому счастью, ислам утверждает нерушимые ценности, среди которых почтение к старости и уход за пожилыми уходят корнями в Коран и Сунну.

Например, в книге имама аль-Бухари «аль-Адаб аль-муфрад», являющейся второй по известности после знаменитого «Сахиха», работой есть такие слова, сказанные Аль-Ашари: «Проявление уважения к старому мусульманину является элементом уважения к Богу».

Исламская культура подчеркивает важность заботы о стариках, и что это должно быть сделано как средство, чтобы попытаться возместить бесчисленные часы, потраченные на служение в росте ребенка. Как говорит Всевышний Аллах в Коране: «И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям - благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им -"Тьфу!" и не кричи на них, а говори им слово благородное. И преклоняй пред ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: «Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким» (Коран 17:23-24).

Этот священный аят примечателен тем, что родители упоминаются сразу же после предписания поклоняться только Аллаху. Факт достойный того, чтобы задуматься! Этот священный аят показывает нам, что наша роль по отношению к старым заключается в служении, когда они достигают преклонного возраста и начинают нуждаться в помощи и заботе. Этот священный аят дает нам понимание того, что мы должны осознавать то, как ведем себя по отношению к родителям: внимательны ли мы к ним, заботливы ли, не кривим ли лицо, если что-то не так, как хотелось бы.

Еще раз важно отметить, что вышеприведенный аят Драгоценного Корана начинается с повеления от Бога, указывающего, что все, чему следует поклоняться человеку, это только Единый Всевышний Аллах. Данная заповедь – это та самая основополагающая, сама суть ислама. Она хорошо известна каждому мусульманину, являя собой главный столп исламской религии. Именно эта короткая фраза подчеркивает теологическую веру мусульманской общины в то, что нет бога, кроме Единого Бога Аллаха, Который сотворил небеса и землю и поддерживает свое творение, а Пророк Мухаммад (мир Ему и благословение) является последним и окончательным посланником. Понимая это, невозможно поклоняться кому-либо, кроме Аллаха. И если в свете этого аята кто-то совершает иное, то он совершает самый тяжкий грех, который только известен человечеству, – ширк, что означает уклонение от служения одному только Творцу мироздания и служение чему-то другому, ставя это на место Всевышнего Аллаха.

И если в священном аяте Аллах сознательно установил именно такой порядок предписаний, то это было сделано для того, чтобы преподать людям важнейший урок веры и нравственности: сразу же после упоминания самого важного теологического постулата нашей религии, Аллах затем повелевает справедливое, любящее обращение с нашими родителями и, следовательно, с теми, кто находится в преклонном возрасте.

Допустим ситуацию, когда с первым предписанием все хорошо – человек верует в Аллаха и поклоняется ему. И в этом он безупречен. Однако чего стоит его безупречность, если он не проявляет должного почтения к своим родителям? Вера без этики, поклонение без высокой нравственности. Отсутствие второго обесценивает первое, не так ли? А ведь не только к родителям предписано благодеяние. Согласно консенсусу улемов, если родители умерли, то их отпрыск должен заботиться о ближайших родственниках своих родителей – о своих тетях и дядях, которые, достигнув преклонного возраста, могут оказаться в нужде. Отсюда самая высокая этика поддержания родственных связей в исламской культуре – на зависть всем, кто только говорит о гуманизме и иных высоких материях.

Существует удивительный по своей этической красоте хадис. Переданный Абдаллахом ибн Амром ибн аль-Асом: «Пророк (благословил его Аллах и приветствовал) сказал: «Те, кто не проявляют милосердия к нашим молодым и не осознают прав наших старших, те не из нас» (Сунан Абу Дауд).

Итак, как говорится в аяте Корана, мусульманину следует хорошо относиться к родителям и оказывать им то уважение, которого они заслуживают.

Священный аят дает ясное понимание того, какой взаимностью мы должны ответить нашим родителям за все то, что они сделали для нас, когда мы были маленькими и несознательными. Это то время, когда наша хрупкость и беззащитность находились в сени родительской заботы и воспитания. Но время идет вперед, и вот уже наши родители нуждаются в нашей заботе и опеке, дабы их состояние беззащитности и хрупкости не сталкивалось с жестокостью внешнего мира благодаря воздвигнутым нами, их благодарными детьми, щитам. Хадис Пророка о рае, что находится под ногами матерей, – также и об этом.

Если же старики по тем или иным причинам, оказались одинокими в самый трудный период их жизни – в старости, то мусульманская община, махалля должна найти средства для ухода за ними и взять на себя заботу о них. Достойны всяческой похвалы и поддержки те мусульманские общины и отдельные деятели, которые берут на себя подобные хлопоты, равно как и те, кто, обучая людей основам ислама, в неразрывном единстве преподает им уроки высокой исламской этики в том, как следует относиться к старшим и старикам.

Религиозное образование и воспитание людей на предпосылке о том, что уважение к старшим по сути своей является краеугольным камнем исламской этики должно подкрепляться примерами из жизни. Когда молодой мусульманин осознает, что забота, любовь и привязанность к пожилым людям возложены на него, – это одно. Но когда он видит, как его родители, друзья и окружающие практикуют это, то он находит в себе силы жить в соответствии с этим благородным поступком. Помолимся Аллаху, дабы он смягчил наши сердца, одарил их мягкостью и добротой достаточной для того, чтобы наши старики прожили остаток жизни достойно, и чтобы он позволил нам всем обрести рай благодаря нашей заботе о пожилых людях.

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle