• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Форум исламоведов Испании

Время чтения: 5 мин
1073

История Испании имеет в своих анналах целую исламскую эпоху, которая началась в 711 году, когда небольшое арабское войско в 9000 сабель под руководством Тарика ибн Зияда (670-720) пересекло пролив между Африкой и Европой и ступило на Пиренейский полуостров.

Имя Тарика ибн Зияда увековечено в названии пролива – Гибралтар. Вначале его именем называли высокую скалу в южной оконечности Пиренейского полуострова – Джабаль ат-Тарик (Гора Тарика), а позже так стали называть и пролив.

Тарик ибн Зияд: бесстрашный полководец, покоривший Андалусию. Часть 1
Как европейцы увековечили имя одного из выдающихся мусульманских полководцев?
08.01.2021
5836

На завоеванных землях образовалось исламское государство Аль-Андалус. Оно просуществовало без малого девять веков. Гранадский эмират – последняя провинция этого государства – пал под натиском Реконкисты в 1492 году.

В свете сказанного выше интересно было бы узнать, как обстоят дела с исламоведением в этой стране с богатой исламской историей. Ответ на этот вопрос можно получить по результатам Первой конференции исследователей арабских и исламских исследований Испании, которая состоялась в сентябре 2019 года. Форум был проведен во дворце Casa Árabe (Арабский Дом) в столице страны Мадриде. Собравшиеся презентовали свои проекты, исследования и идеи, касающиеся научных проектов, ориентированных на изучение этой обширной области знаний в Испании, которая часто оказывается интегрированной в государственную политику страны.

Справка: Casa Árabe была создана в 2008 году как стратегический центр отношений Испании с арабским миром. На площадке Casa Árabe широкий спектр различных действующих лиц и учреждений, как частных, так и государственных, из области бизнеса, образования, академического, политического и культурного мира, взаимодействуют между собой, налаживая линии сотрудничества и осуществляя совместные проекты.

Сам факт существования подобного учреждения, лозунг которого звучит как «Место, где встречаются Испания и арабский мир», говорит о многом. Например, о том, что Испания не открещивается от своего мусульманского прошлого, но принимает его и использует этот опыт во благо государства и его народа. Понятно ведь, что такого рода учреждения народной дипломатии не создаются на пустом месте и силами одних только энтузиастов. За такими проектами стоит государство, а точнее – его правительство.

В Испании правительство не осталось в стороне от создания настоящего центра для контакта и общения представителей двух цивилизаций и культур. Благодаря такой поддержке в стенах Casa Árabe ежедневно ведется работа по укреплению двусторонних и многосторонних политических отношений, развитию и сопровождению экономических, культурных и образовательных отношений, а также обучению и пониманию арабского мира и мусульман.

Отдельно хочется сказать о Центре арабского языка (ЦАЯ), действующем в стенах Casa Árabe. В ЦАЯ организовано обучение арабскому языку для взрослых и детей. Стать слушателями курсов могут все желающие: как живущие в Испании мусульмане, так и сами испанцы, был бы интерес. Обучение организовано на высоком уровне. Преподаются несколько языковых направлений, представление о которых дает сокращенный обзор программы обучения:

  • Стандартный современный арабский язык.
  • Детский стандарт современного арабского языка.
  • Марокканский арабский (дария).
  • Египетский арабский.
  • Левантийский арабский (Сирия, Ливан, Палестина и Иордания).
  • Разговорные классы.
  • Консолидационные курсы.
  • Курсы подготовки к экзаменам (PREO и PREU) для поступления в арабские университеты.

Вернемся к встрече испанских исламоведов под крышей Casa Árabe. Как уже упоминалось, она стала первой в своем роде в Испании.

Этим определялась и степень ее значимости, и некоторые трудности, которые объяснялись междисциплинарным характером проводимых в стране исламоведческих исследований. А они в Испании представлены широко: от филологии и литературы до философии, истории, социологии, антропологии, политологии и т.д. Иногда исследовательские интересы и направления соприкасаются, но чаще развиваются независимо, поскольку, несмотря на принадлежность к, казалось бы, общей для востоковедов области арабистики и исламоведения, они отвечают различным специализациям.

Собственно, сама встреча стала возможной благодаря работе двух исследователей из Института языков и культур Средиземноморья и Ближнего Востока (ILC-CSIC), Аддая Эрнандеса Лопеса и Яна Тиле. В форуме испанских исламоведов приняли участие одиннадцать испанских университетов, а также несколько исследовательских центров Испанского национального исследовательского совета (CSIC) и организаций, связанных с областью арабских и исламских исследований, таких как Исламская библиотека Фелис Мария Пареха и сама Casa Árabe, в качестве «хозяйки» форума.

На встрече исламоведов также присутствовали деятели и учреждения, связанные с этой областью исследований, в том числе Фонд исламской культуры (FUNCI).

Общий тон встречи определялся не только междисциплинарным характером, но и положительной оценкой принятия совместных и общих перспектив. Например, как знак времени, многие презентации проектов подчеркивали их междисциплинарный характер и, что более важно, делали акцент на их транс-природе: транснациональный, транскультурный, трансграничный…

Атмосфера форума была пропитана искренним желанием обогатить исследовательские проекты и тенденции включением в них гендерных, транскультурных и т.н. гибридных аспектов, которые обычно были мало заметны в источниках и исследованиях.

Некоторые направления, на мой взгляд, могут составить конкуренцию даже исследованиям в арабском мире. Так обстоит дело, например, с исследованием женского литературного творчества, которое по географическим, лингвистическим, гендерным и классовым причинам оставались на задворках арабского литературоведения.

Об этом рассказала Моника Риус из Барселонского университета в рамках проекта «Литературные картографии Средиземноморья». Проект Риус нацелен на сбор, описание и анализ этого литературного явления с арабскими корнями, которые не вписываются должным образом в традиционную литературную классификацию по языковым и национальным областям.

Еще одним интересным проектом является исследование под названием «Транскультурные и гендерные идентичности и религиозные изменения на Пиренейском полуострове и в Средиземноморском регионе в Средние века и раннее Новое время», представленный Линдой Джонс из Университета Помпеу Фабра).

В рамках подобных проектов проводится изучение характеристик классических арабо-исламских обществ с применением международной перспективы. Одним из их числа является проект Nazamer, представленный Дезире Лопес Берналь из Университета Гранады.

Исследователь задался целью реконструировать историю и социальную динамику женщин, которые жили в королевстве Насридов в Гранаде и королевстве Маринидов в Фесе в XIII и XIV веках, и которые недостаточно представлены в источниках по сравнению с тем социальным значением, которое они действительно имели.

Проект направлен на выявление их вклада в различные области знаний, их социального статуса, их профессий и их разнообразия в отношении социального класса, этнического происхождения или религии.

Продолжение следует... 

Автор: Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle