• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Абстракция, которая касается всех

Время чтения: 3 мин
4132

«Мир этот — тюрьма для верующего и рай для неверующего» (хадис) .

Многим известны тонкости теории относительности, выведенного когда-то Альбертом Эйнштейном. Этими счастливчиками являются ученые, студенты, и, возможно, энтузиасты которым в силу профессиональной принадлежности или по иным причинам следует знать упомянутую теорию. Однако никто не будет отрицать, что основная масса людей в лучшем случае только слышала о таком законе.

Большая часть людей на земле ничего не знает не только о формулах, отражающих содержание этой теории, но вряд ли сможет вразумительно объяснить то, о чем она гласит. И ничего страшного при этом не происходит. Ни небеса не обрушиваются на землю, ни воды океанов не поднимаются, чтобы смыть все на своем пути. Незнание теории относительности не представляет серьезной проблемы для человечества и жизнь продолжается без каких-либо последствий, вызванных дремучим невежеством в этом вопросе. Теория относительности выглядит отвлеченной от жизни абстракцией, но нижеследующие размышления покажут, что на самом деле эта абстракция касается всех живущих на земле.

Для примера возьмем ключевое понятие этого учения, а именно понятие «относительность». Важен сам факт того, что Эйнштейн обратил внимание и попутно привлек внимание людей к этому понятию. Между прочим, о значении этого понятия было бы полезно задуматься, с точки зрения религиозного мировоззрения. Итак, что означает относительность в глазах верующего человека?

Существует одна притча, в которой замечательно просто и доступно раскрыта суть понятия относительности, хотя само это слово в ней ни разу не упоминается.

В одном мусульманском городе народ спешил на пятничную молитву. К главной мечети шли толпы людей. Туда же устремились и попрошайки. Среди них был один отпетый атеист, который однако жил за счет подаяния из рук мусульман. Атеист-попрошайка удобно устроился у входа в мечеть, живописно растрепал свои лохмотья для пущей убедительности и замер с протянутой рукой. Вскоре в тарантасе, запряженном парой вороных коней, к мечети подъехал солидный эфенди. Он был богат и потому хорошо одет: бархатный халат с переливами, шаровары, расшитый пояс с кинжалом. На голове богача его красовалась аккуратная чалма, на ногах – дорогие сафьяновые сапоги. В общем, взор попрошайки прилип к богатому эфенди, и он еще выше поднял свою протянутую руку. Проходя мимо попрошайки, эфенди достал из складок своего пояса золотую монету и, произнеся басмалу, положил ее в руку попрошайки. Тот замер от счастья.

Начался пятничный намаз, а попрошайка сидел и думал о своей судьбе. Когда намаз закончился, и люди стали выходить из мечети, попрошайка все еще сидел на ступенях лестницы, погруженный в свои думы. Вдруг он увидел, как в его раскрытую по привычке ладонь падает еще один алтын. Он поднял глаза. Мимо него только что прошел тот самый богатый эфенди. Попрошайка вскочил и окликнул его:

- Эфенди! Эфенди, подождите, не уходите!

- Что случилось? - спросил эфенди.

- Эфенди, позвольте поделиться с вами некоторыми моими мыслями, - сказал атеист-попрошайка. – Прежде всего, я хочу поблагодарить вас за щедрость, ведь Вашего подаяния мне хватит надолго. Я тут сидел, думал, и возник у меня вопрос: как же так, эфенди? От мусульман я слышал, что этот мир – рай для неверующего и тюрьма для верующего. Однако, если взглянуть и сравнить вашу судьбу и мою судьбу, то все оказывается наоборот. Я – неверующий. Но именно моя жизнь – это тюрьма, что сродни аду! А вы – верующий. Однако посмеет ли кто-то усомниться в том, что ваша жизнь – это не рай?! Не следует ли из этого, что мусульмане ошибаются?

- Они не ошибаются, - сказал эфенди. - Придет день, когда мы оба предстанем перед Создателем, чтобы получить по заслугам так, как было обещано Им.  И знаете ли, уважаемый, когда вы получите заслуженное, то осознаете, что ваша жизнь в этом мире была просто раем. И я, иншаллах, тоже получу по заслугам и пойму, что моя жизнь в этом мире была существованием в тюрьме.

Все относительно, не так ли?

Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle