• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Абдулла Квиллиам: британский сноб, ставший шейх-уль-исламом

Время чтения: 6 мин
5028

В 1894 году Халиф султан Великой Османской империи Абдул-Хамид II  присвоил коренному британцу Абдулле (Уильяму Генри) Квиллиаму официальный титул шейх-уль-ислама (высшего должностного лица по вопросам ислама) Британских островов.

Как такое стало возможным?

Это действительно, уникальный случай в истории мусульманской цивилизации. Судите сами, главным мусульманским должностным лицом стал человек, не то, чтобы живший в мусульманской стране и по праву рождения являвшийся мусульманином, и даже не тот, кто, живя в мусульманской стране не был мусульманином, и лишь в сознательном возрасте принял ислам. Речь идет о человеке, который жил в сугубо западной стране – в той самой Великобритании, которая на правах колониальной метрополии распоряжалась огромными массами порабощенных ею мусульман.

По сути, Абдул Хамид II присвоил почётный и ко многому обязывающий титул шейх-уль-ислама человеку, который являлся неофитом, т.е. тем, кто принял ислам, не имея каких-либо этнических или культурных связей с миром ислама, и который родился и вырос в немусульманской стране.

Здесь надо отдать должное новаторской решительности султана и, конечно же, гибкости османского института шейх-уль-исламства, поскольку своё решение султан не мог принять без одобрения выдающихся религиозных авторитетов османского государства. Ведь титул шейх-уль-ислама мог быть присвоен только ведущему богослову, досконально (!) знающему мусульманскую правовую науку-фикх, и который обладал достаточной компетенцией, чтобы самостоятельно применять религиозные нормы к новым, ранее не трактовавшимся случаям. Ну и, конечно, шейх-уль-исламом не мог быть назначен человек, который не обладал бы достаточным моральным и человеческим авторитетом в мусульманской среде, которую он представлял. 

Итак, кто же такой, этот Абдулла Квиллиам, который при рождении получил имя Уильям Генри?

Уильям Генри Квиллиам родился в Ливерпуле в 1856 году. Это тот самый город, в котором спустя сто лет начнет восходить звезда всемирно известной группы The Beatles. Детство Уильям Генри он провёл на острове Мэн, но большую часть своей трудовой жизни провёл, опять-таки, в Ливерпуле. Трудовая деятельность Уильяма Генри была связана с юриспруденцией. С декабря 1878 года он приступил к работе в качестве адвоката и адвоката по уголовным делам. Со временем его авторитет как юриста стал настолько высоким, что газета «Liverpool weekly courier» назвала его «неофициальным Генеральным прокурором Ливерпуля». 

В 1888 году Квиллиам принял ислам и стал мусульманином. В то время ему было 32 года. Он сменил имя на Абдулла и объявил о своём обращении в ислам в ливерпульских газетах. Однако это была, так сказать, официальная фаза. На самом деле Квиллиам принял ислам во время своего пребывания (по медицинской рекомендации) в одной из стран Магриба – Марракеше (Марокко). В своей Каирской речи, произнесённой в 1928 году, Квиллиам сказал о своём обращении в ислам следующее:

«60 лет назад мой врач посоветовал мне отдохнуть ради моего здоровья и провести некоторое время в Гибралтаре…Корабль поднял паруса, и как только он вышел из порта, эти хаджии встали аккуратно в ряд и начали совершать молитву, в полной покорности и спокойствии… Я был глубоко тронут выражением их лиц, которые выражали полное доверие и искренность. Я был заинтригован и сильно заинтересовался тем, как приобрести знания и узнать об их религии и о тех, кто в неё верит».

В Танжере Квиллиам познакомился с местным мусульманином, который говорил по-английски и стал его проводником в мир мусульманской культуры и в мир ислама. Общаясь с этим человеком Квиллиам, – британец до мозга костей, пропитанный духом английского снобизма и высокомерия, – казалось бы, не имел шансов проникнуться исламом, поскольку англичане уже успели, говоря его же словами: проникнуться враждебностью к исламу, которой их подкармливали европейские антиисламские идеологи».

Однако здравомыслие и рассудительность позволили Квиллиаму извлечь из общения с его новым другом те зёрна истины, которые перевернули его жизнь и вывели его на Верный путь. Квиллиам написал об этом следующее:

«Однажды вечером, когда мы сидели вместе в кафе в Танжере, мы встретили еврея, которого знал мой друг. Мой друг сказал: «Я приведу вам иллюстрацию, которая демонстрирует истинность трёх главных религий в мире – религий, которые мы троё представляем. Пророки – это посланники Аллаха, посланные человечеству, чтобы донести до людей принципы, правила и обычаи и направить их на путь счастья. Вот почему были посланы Адам, Ной, Ибрагим и все пророки, пришедшие после Ибрагима.

Какие 25 пророков были упомянуты в Коране?
Пророки рассказывали людям об Аллахе, учили основам веры и поклонению Аллаху. Они разъясняли Законы религии, нормы морали и сами выполняли все, к чему призывали. Пророки были примером для людей, во всем. Для того, чтобы люди поверили в их пророческую миссию, они по Воле Аллаха совершали то, что непосильно было другим, т.е. являли чудеса.
18.09.2014
417430

До того, как люди разделились на евреев, христиан и мусульман, они все были одной общиной. Затем пришел Иисус со свежим руководством и прозрениями, чтобы принести пользу своим последователям. Затем он и его последователи отделились от иудаизма. Они были правы, потому что христианство пришло после предыдущего откровения и представило исправленный и лучший путь.

Затем после этого пришёл Мухаммад (да благословит его Аллах и дарует ему мир), веруя во всех предыдущих пророков и направляя людей на «Прямой путь», Сират аль-Мустаким – путь для тех, кто искал его, чтобы принести им пользу руководством и наставлением. Мусульмане тогда отделились от других религий – и они были правы, поступив так же, как в прошлом поступили христиане».

Эти простые и понятные разъяснения его марокканского друга привели Квиллиама к глубоким размышлениям над смыслом услышанного. Он прекрасно понимал, что сказанное его другом было не только разумно и логично, но и никак противоречило его собственным убеждениям. После этого Квиллиам решил читать книги об исламе, чтобы познакомиться с тем, что писали об исламе выдающиеся авторы и ученые. Он также приступил к чтению перевода Благородного Корана и книгу Томаса Карлайла «О героях» («On Heroes, Hero-Worship, and The Heroic in History»). В итоге, к тому времени, когда Квиллиам собрался в обратный путь, то он стал мусульманином: «Я принял ислам и предался Аллаху, и я засвидетельствовал, что это – истинная религия».

СПРАВКА: Томас Карлайл (1795-1881) – выдающийся британский историк, философ, математик, педагог, писатель и переводчик. В своей книге «О героях, поклонении героям и героическом в истории» (1841) он утверждал, что действия «великого человека» играют ключевую роль в истории, проводя тем самым мысль, что «история мира – это всего лишь биография великих людей».

По возвращении в Англию Квиллиам не обособился от общества, но задумался о том, какие методы призыва (даъва) ему следует использовать для того, чтобы призвать своих соотечественников к принятию ислама и убедить их в истинности этой религии. Он писал об этом периоде своей жизни следующее:

«Я знал, что англичане уже прониклись враждебностью к исламу, которой их подкармливали европейские антиисламские идеологи. Это был серьёзный барьер на моём пути, который мешал мне открыто обмениваться своими идеями и взглядами с англичанами. Если вы говорите с англичанами об исламе, они думают, что вы говорите с ними о какой-то языческой религии».

Размышления и поиск способов призыва к исламу привели к тому, что уже в 1889 году он закончил и издал свою знаменитую книгу «The Faith of Islam» («Вера ислама»).

Фактически, эта небольшая 36-ти страничная книга стала важным средством призыва англичан к исламу. В ней объяснялись ключевые принципы религии мусульман, приводились свидетельства европейских ученых и известных европейских писателей о пользе ислама для цивилизации и интеллектуального развития человечества.

Продолжение следует... 

Понравилась статья? Не забудь поделиться с друзьями!

Автор: Айдар Хайрутдинов

Социальные комментарии Cackle