Простой рецепт семейного счастья
В детстве семья для человека – это весь мир. Затем он взрослеет, уходит и устраивает новую семью – свою. Затем то же повторяется у его детей и внуков. Всю нашу жизнь семейные отношения остаются для нас значимыми. А что их цементирует: сговорчивость супругов, соблюдение взаимных прав и обязанностей, беззаветная любовь? А, может, всё вместе? И как жить, если этот «набор» неполный?
Об этом наш разговор с имамом-хатыйбом мечети «1000-летия Казани» (п.Петровский) Мухаммадом хазратом Мифтаховым:
- Мухаммад хазрат, есть ли она – любовь?
- Да, есть. Только мы говорим о высоком чувстве – любви ради Аллаха. Любовь ради Аллаха – это пожелание тому, кого любишь, мира и счастья не только в этой, но и в следующей жизни. Такое чувство рождает ответственность за близкого человека и понимание своей причастности к его душевному состоянию и ходу мыслей.
Как ни странно, но любить ради Аллаха надо и себя, т.е. и себе желать счастья в Ахирате. Это значит - в этой дунье стремиться жить по Законам Аллаха. Например, стараться выполнять свои обязанности, чтобы в Судный День с вас никто ничего не мог бы взыскать.
- То есть, любовь и Вера не только не противоречат, но подкрепляют друг друга?
- Именно. Ведь почему Законы Аллаха, действительно, делают человека счастливым? Потому что Аллах, проявляя Свою Любовь, обо всём позаботился! Возьмём самые простые примеры. Проснувшись, мы даже не задумываемся, что смогли открыть глаза, самостоятельно встать с постели. Позавтракав, не задумываемся, что умей мы только жевать, но не умей глотать, не было бы толка от еды и т.д. Всевышний даровал нам абсолютно всё необходимое для счастья. Он не желает нам трудностей и мучений. Родители любят нас сильнее всех на свете. Но ни один родитель не любит нас как Аллах.
Чтобы уметь это ценить, человек, кроме выполнения Ибады, должен духовно развиваться, прогрессировать, что невозможно без поиска знаний. Знания укрепляют Веру.
А Вера помогает правильно распорядиться нашим главным правом – правом выбора. Аллах даёт возможность человеку добиваться того, что тот для себя выбрал. Если это грех, то Аллах облегчает человеку путь греха. Если благое дело, то облегчается его осуществление. Выбор – это право в дунье и отчёт в Судный День, когда человек не сможет «свалить» на то, что у него не было выбора.
- Как безошибочно сделать свой выбор при поиске «второй половины»?
- Выходить замуж или жениться надо с настроем на всю жизнь. Тогда и подход к выбору жениха (невесты) будет более обстоятельным. Смогу ли я ужиться с такой-то особенностью человека? Какая черта может компенсировать в нём то, что мне не очень приятно или понятно? и пр.
Безуслово, главная цель наших поступков – довольство Аллаха. Это касается и семейной жизни. Но каковы наши промежуточные цели в семейных отношениях? Что мы хотим от семьи? Как можем этого добиваться? и пр.
- Мухаммад хазрат, каков Ваш рецепт счастливых семейных отношений?
- Зачастую люди уверены, что располагают не всеми условиями для достижения счастья (то у мужа зарплата низкая, то жена слишком ревнивая и т.д.). Отсюда – неудовлетворённость жизнью, окружающими, ощущение обделённости.
Между тем, наша жизнь, в том числе и семья – это некий «проект». И Аллах даёт нам всё, что нужно, для его реализации: руки, ноги, глаза, разум, ризк, детей, супругов, родных, друзей, воздух, солнечный свет, чувства, мысли, знания – всего не перечислить.
Если при всём этом, человек не умеет быть счастливым, то причина – не отсутствие каких-то возможностей или отношений, а недостаток благодарности Аллаху, в результате игнорирования человеком Его Законов.
А рецепт семейного счастья довольно прост, и он - в Исламе. Наша Религия давно объяснила основные шаги к успешности семейного «проекта»:
1. Знакомство.
В период знакомства важно не перейти границы общения с пока еще посторонней женщиной. Она останется посторонней и запретной вплоть до никаха, с нею нельзя уединяться, прикасаться, даже до руки. Известен хадис Пророка, Мир ему, смысл которого сводится е следующему: «Для мужчины лучше, чтобы ему в голову вонзилась бы железная игла, чем он прикоснётся к женщине, которая ему не дозволена» (Ат-Табарани).
Это – очень жизненное предостережение, т.к. если мужчина (юноша) дотрагивается до той, с кем не было никаха, то его разум как будто отключается, он попадает в плен к эмоциям и почти теряет способность анализировать. Возникает опасность неправильного выбора, о котором человек может потом серьёзно сожалеть. Понятно, что и невесте такое ошибочное решение ненужно, поэтому и она должна сторониться всего, о чём была речь.
2. Права и обязанности супругов.
В семье должен быть один глава. Эта обязанность возложена на мужчину. В Судный День с него спросится за материальное обеспечение семьи, за отношение к детям и жене.
В народе говорят: «Мужчина – голова, а женщина – шея. Куда шея повернётся, туда голова и смотрит». Но думающий человек понимает, что сигнал к шее идёт от головы. Мужчины не должны этого забывать.
Наши семейные права и обязанности – тоже Закон Аллаха. А значит, их выполнение несёт гармонию и успокоение, ин ша Аллах. По серьёзности отношения к их соблюдению, можно различить три типа семей:
а) 1 тип: Каждый из супругов знает обязанности другого. Это слабая семья, со скандалами и взаимными претензиями.
б) 2 тип: Каждый супруг знает свои обязанности и старается их выполнять. Это крепкая семья.
в) 3 тип: Каждый супруг знает свои обязанности, старается их выполнять и идёт на уступки партнёру, не требуя от него того, что объективно выше его сил. Эту семью можно считать счастливой.
Продолжение следует...
Гузель Ибрагимова