• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Исламская линия доверия: "Родители не считаются с моим мнением..."

Время чтения: 5 мин
3433

Вопрос:   

У меня проблема во взаимоотношениях с родителями. Любое мое мнение, желание, отличающееся от их, не воспринимается ими серьезно. Они не хотят выслушивать мою точку зрения и считаться с ней. Все это меня очень сильно отягощает. Приходят на ум мысли сделать себе какое-либо увечье, чтобы заглушить эту моральную боль. С нетерпением жду совершеннолетия, чтобы уехать от них. Можно ли как-то наладить наши отношения или мне стоит потерпеть пару лет и навсегда забыть о моих родителях?

Ответ с точки зрения психологии:

Хвала Аллаху, Милостивому и Всемилующему! Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его род, его семью, его сподвижников и его последователей! Аминь.

Во-первых, вы сами должны чувствовать себя самостоятельным и в спокойной конструктивной манере передавать это своим родителям. А если вы начнете сердиться и срывать злость на окружающих или же на самом себе, нанося себе увечья, то это покажет вашу слабость и невозможность продуктивного диалога с внешним миром.

Возможны три реакции на не желаемые события в жизни: нападение, защита и бегство. Каждая из них имеет место быть и проявляется по отдельности в той или иной ситуации. Важно одно: не впадать в крайности выражения этих реакций. Ведь любые чрезмерности сигнализируют об одном: человек утратил связь с реальностью и не в состоянии адекватно оценивать ситуацию. Что и ведет к реакции, отличной от нормальной.

В таком состоянии человеку прибывать тяжело. Это морально и физически изнашивает организм, заставляя его работать сверх имеющихся сил. А ведь это может продолжаться периодически, годами, вгоняя человека в состояние упадка сил. Из которого выбраться сложно.

Ваш случай отражает реакцию бегства в общении с родителями. Вы хотите затмить душевную боль, нанося себе физические увечья. Возможно, это и выражение злости на собственную беспомощность. Также, вы изъявляете желание, по достижению вами совершеннолетия, уйти из семьи и «навсегда забыть родителей». Это тоже крайняя форма реакции бегства.

Для начала успокойтесь и наполните себя положительными эмоциями. Это даст вам силы, а значит и возможность адекватно решать проблему. Вспомните, что приносит вам радость и упоение? Это общение с друзьями или занятия спортом, а может творческая работа? Вы должны занять себя чем-то полезным, приносящим вам позитив. Также, это ваш выбор и самореализация. Так, вы почувствуете «глоток свободы», который вдохновит вас адекватно решать проблему, а не убегать от нее, вызывая еще большее напряжение и пропасть между вами и родителями.

На втором этапе попробуйте построить диалог с близкими в формате доверия. Это требует времени и терпения. Не ждите быстрых результатов. В ответ родителям приводите взрослые доводы. Когда они увидят, что вам можно доверять, то постепенно расширять границы разрешенного.

Поведением же «бегства» вы лишь укрепите их позицию вашей несамостоятельности.

Помогайте им в быту, заботьтесь о них. Так, они увидят, что вы вполне можете заботиться о себе и окружающих. Проявляйте благой нрав. Это признак силы духа. Тот, кто умеет управлять собой, будучи в гневе, тот управляет и ситуацией, а также своей жизнью с позволения Аллаха.  Это не останется незамеченным для родителей.

Поставьте себя на место родителей. Они переживают за вас, хотят оградить от всего плохого так, как им это кажется и видится. Будьте снисходительнее к ним и мягче, ведь они воспитывали вас, когда вы были маленьким и беспомощным.

Будьте благодарны своим родителям. Они многое для вас сделали и продолжают делать. Соблюдайте адабы ислама в отношении своих мамы и папы. Так, при них нельзя сидеть или лежать, когда они стоят, первым начинать трапезу (ждать, когда первый кусок возьмет родитель), стоять к ним спиной, повышать голос и т.п. Изучите отношение к родителям в исламе у алима. Это поможет вам выработать уже на автоматизме уважительное и заботливое отношение к ним.

Права родителей на доброе отношение детей, даже если они неверующие, несомненны и обязательны в исламе. Обратное будет считаться несправедливостью и большим грехом.

В Коране много аятов и хадисов на тему отношения к родителям. Вот лишь некоторые из них:

«Ваш Господь повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, а своим родителям делали добро» (Коран, 17:23).

«Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие» (Коран 31:14)

«Я завещал человеку, т. е. обязал его во всех отношениях помочь, быть полезным для родителей; мать с трудом носила его в своём чреве до рождения и с мучениями родила его» (Коран, 46:15)

«Ты пожалей их, будь перед ними скромным, простым и покорным, и проси: «О мой Господь, Аллах, смилуйся над моими родителями так же, как они проявили милосердие ко мне, воспитывая меня в детстве, когда я был маленьким!» (Коран, 17:24)

«Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Уф!» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (Коран, 17:23)

Как-то один из сподвижников спросил, какое доброе дело наиболее любимо Господу. «Молитва в предписанное время» ответил посланник Аллаха. «А затем?» – «Благочестие и покорность родителям» (Сахих Аль-Бухари)

«Тот, кто смотрит на родителей сердито, не подчиняется им» (Дарукутни)

«Господь даст легкую смерть, а затем Рай тому, кто выполнит три вещи: будет мягким  по отношению к слабому, заботливым к родителям и добрым к рабам» (Тирмизи).

Один человек спросил у Пророка (да благословит его Господь и приветствует): «О посланник Божий, кто из людей в большей степени заслуживает уважения и хорошего отношения?» — «Мать», — ответил Пророк. «А кто после?» — «Мать», — снова сказал посланник Божий. «Кто еще [после неё]?» — «Мать», — в третий раз повторил Пророк. «Ну а после?» — «Отец» (Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима).

Я желаю мира вашему дому!

И хвала Аллаху, Господу миров! Аминь.

Эльвира Садрутдинова

Социальные комментарии Cackle