В чем тонкости совершения хаджа для женщин?
С именем Аллаха милостивого и милосердного!
Наши искренние слова благодарности и наши возвеличивания Аллаху Та’аля, также Его любимому, почитаемому всеми нами Посланнику Аллаха Мухаммаду-Мустафе (с.а.в.) восхваления и приветствования. Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракутух, уважаемые единоверцы, мои дорогие мусульмане!
Как известно, пятым столпом Ислама является совершение хаджа – паломничества. Каждый человек в здравом уме, обладающий здоровьем и достаточным материальным состоянием, должен хотя бы раз в жизни совершить хадж. Обряд совершения хаджа имеет три фарда. Первый состоит в том, что до того, как ступить на землю Священной Мекки, необходимо облачиться в одеяния паломника (ихрам). Второй фард заключается в совершении ритуального обхода Каабы (таваф). Третий включает в себя пребывание в долине Арафат, которая находится близ Священной Мекки.
Кроме этих обязательных моментов, есть также множество сопутствующих действий, однако мы считаем своим долгом внести ясность в некоторые моменты, связанные с тем, что в последнее время отдельные наши сестры в спешке стремятся совершить хадж без сопровождающих лиц. Наши ученые-богословы почему-то по поводу совершения паломничества женщинами в одиночку воздерживаются от объяснений. Здесь надо заметить и то обстоятельство, что организации, отвечающие за хадж - и бывшая «Идель-хадж», и нынешняя «ДУМ РТ-хадж» в своей основе коммерческие, а потому для них приоритетом является продажа как можно большего количества путевок.
В книге «Поклонение в Исламе» и в других старых книгах по ханафитскому фикху сказано, что хадж для женщины считается действительным только тогда, когда вместе с ней находится ее муж, который имеет должное материальное состояние и здоровье для этого или махрам (близкий родственник мужского пола).
На 17 странице книги «Мухтасар ильмихаль» в главе, посвященной хаджу, читаем: «Для кого совершение хаджа считается фардом? – Для каждого совершеннолетнего, здорового и зрячего, свободного мусульманина обладающего средствами, достаточными для обеспечения безбедного существования членов его семьи до его возвращения из паломничества, а вот женщина должна (помимо перечисленного) быть в сопровождении мужа или близкого родственника-махрама». Почему забыты эти постулаты? Известно, что они не взяты с потолка, а заимствованы из хадисов Посланника Аллаха (с.а.в.) В хадисе Пророка Мухаммада-Мустафы (с.а.в.) сказано: «Женщина, которая собирается отлучиться из своего дома в трехдневную поездку (более чем на расстояние трех дней пути - на нынешние меры это 70-80 км) должна быть в сопровождении мужа или махрам».
Возникает резонный вопрос, почему мы, мусульмане, не придерживаемся этих требований или они не касаются нас? Ведь, по сути, это требование, которое было высказано Посланником Аллаха, а значит тот, кто не придерживается его, совершает недозволенное! Выходит мы женщинам позволяем совершать харам, что является греховным. Некоторые наши единоверцы неверно трактуют то обстоятельство, что по законам Саудовской Аравии выдаются визы женщинам старше 45 лет, а значит, по их мнению, дается разрешение на совершение паломничества по святым местам самостоятельно без сопровождающих. В то время как виза выдается для въезда в страну, а не для осуществления хаджа. А это, как говорится, две большие разницы.
Кадим хазрат Мубаракшин,
село Кильдуразы, Буинский район