Право жены на обеспечение
В сборнике «Мухтасар Ильмихаль» Мухаммада Юсуфа аль-Кок-Кози в главе о Нафака сказано об обеспечении жены следующее:
Если мусульманин женат, то он обязан обеспечивать свою жену средствами к существованию даже в том случае, если она имеет собственное богатство. И даже в том случае, если она - кафир (ахл-и Китаб). Нафака становится для мужчины фардом сразу после заключения Никаха. Размеры нафака должны соответствовать материальному состоянию супругов. Если супруги бедны, то муж должен обеспечить жену минимальным прожиточным минимумом. Если они богаты, то и обеспечение должно быть соответствующим. В этом случае муж должен нанять прислугу для помощи жене по ведению домашнего хозяйства. Если богат только один из супругов, то размер Нафака должен быть ориентирован на не менее чем средний уровень жизнеобеспечения. Из комментариев имама Ибн-и Абидина следует, что если муж беден, а жена богата, то муж выделяет Нафака по своим возможностям. Но должен помнить, что как только у него появится возможность (разбогатеет), он должен будет выплатить жене разницу (!) до надлежащего среднего обеспечения семьи до сего момента.
Жена имеет право возбудить жалобу на мужа, который, имея материальные возможности, не обеспечивает её (и детей, если они есть) должным образом. При подтверждении фактов, шариатский суд обяжет мужа выплатить жене сумму задолженности, которую жена не получила в виде Нафака. В случае неподчинения суду, мужа могут заключить под стражу, а часть его имущества может быть выставлена на продажу. Вырученные деньги будут использованы на обеспечение жены (семьи). Если имущество мужа отсутствует, то он будет находиться под стражей до выяснения обстоятельств (действительно ли он беден, или где-то прячет свои капиталы).
Если имущества у мужа нет, и муж не может обеспечить свою жену даже минимальными средствами к существованию, или он попросту исчез, то по мазхабу Ханафи суд не выносит решения ни об их разводе, ни о заключения его под стражу. По мазхабу Шафии в такой ситуации судья может принять решение об их разводе, но лишь по просьбе жены. В подобном положении у ханафитов, судья мазхаба Ханафи может назначить своим представителем судью мазхаба Шафии и передаст ему прошение женщины, требующей развода. Затем супруги приглашаются в суд на слушание дела. Жена должна предоставить двух свидетелей, подтверждающих несостоятельность мужа. И если муж не сможет доказать свою способность обеспечить жену минимальными средствами к существованию, то суд их разводит. Если муж отсутствует по какой-либо причине (или находится в бегах), то развод не объявляется из-за невозможности установления платёжеспособности мужа.
По мазхабу Ханбали в подобном случае развод могут разрешить, если жена представит достаточные доказательства о не получении от мужа Нафака.
По мазхабу Ханафи подобная ситуация разрешается следующим образом. Хаким (судья) определяет размер Нафака, достаточный на содержание жены в течение месяца или года, и предписывает женщине использовать эту сумму из собственных средств, чтобы впоследствии (когда муж объявится), заставить его возместить убытки жены. Если потерпевшая не имеет средств к существованию, то в этом случае к делу привлекаются ближайшие родственники (её и мужа), - потенциальные попечители её детей и её самой, как это было бы в случае смерти мужа. Суд обязывает родственников дать потерпевшей необходимую сумму в долг. А если денег нет, то суд обяжет продать или заложить что-либо из своего имущества кредитору. Уклонившихся от выполнения решения шариатского суда, хаким может заключить под стражу.
Таким образом, деньги выделенные родственниками или ею самой для Нафака, являются долгом хозяина семьи, который он обязан выплатить при первой возможности. Деньги для Нафака по шариату в виде кредита должны выделять следующие родственники: мать, отец, дядя (брат отца), брат потерпевшей (или она сама, если считается богатой), а также дядья её детей со стороны отца. В случае, когда нет кредиторов и состоятельных родственников, кредит выделяется из государственной казны (Байт-ул-мал). Если у государства нет такой программы, то женщине дозволяется поступить на работу, где нет посторонних мужчин. Например, ухаживать за больными женщинами; быть акушеркой или воспитательницей; преподавать на женских курсах и т. п. И тут, всё, что ею будет заработано и использовано на содержание её самой и её детей, должно быть ей впоследствии возвращено её мужем (если он, конечно, окажется в состоянии).
В книге "Бахр-ур-раик" имам Ибн-и Нуджайм Зайнал'абидин (ум. в 970/1562) пишет о том же: "Муж обязан вручить Нафака в руки жены, после чего Нафака становится собственностью жены. Если это вещи, то она может их продать, отдать в виде милостыни или подарить кому-либо. Если муж в состоянии обеспечивать жену (семью), но не делает этого, то судья выносит решение о продажи его имущества и выплаты Нафака. Не подлежит продаже лишь жильё.
В случае отсутствия имущества, мужа заключают под стражу. В годовую норму Нафака включаются: питание; две смены одежды, - летняя и зимняя; постельные принадлежности; кухонная утварь; мебель и другие необходимые домашние вещи. Муж обязан обеспечить жену всем необходимым. Если он это вовремя не сделает, то жена сама может всё это закупить на его деньги. Или назначит кого-либо своим представителем (доверенным лицом), который закупит всё необходимое для неё. Муж не может заставить её пользоваться своими собственными вещами, а должен все предоставить ей сам. Если она захочет пользоваться своими вещами, то муж должен будет возместить ей стоимость всех вещей. Категорически запрещено (Харам) заставлять жену идти работать вне дома.
Если случилось так, что жена сбежала от мужа (такую женщину называют Нашиза), то с момента исчезновения Нафака для неё прекращается. (Естественно, тут надо смотреть по обстоятельствам). При возвращении жены - Нафака возобновляется. Муж обязан предоставить жене собственное жильё. Жильё может также быть снято или куплено в кредит. Муж обязан побеспокоиться, чтобы жильё находилось среди благочестивых мусульман. В противном случае, жильё не может считаться соответствующим нормам шариата".
В книге "Фатава-и хиндия" (сборнике по Фикху мазхаба Ханафи), говорится: "Если дом является собственностью жены, но она не хочет, чтобы муж жил у неё, то муж не обязан обеспечивать Нафака. Вот если жена согласна и хочет жить в доме мужа, но он не позволяет ей этого, то в этом случае муж обязан обеспечивать Нафака жены. Так же муж не может лишить её Нафака, если жена не согласна жить в доме мужа, который им присвоен незаконно. Жена не может подавать на развод только из-за того, что он не совершает молитву. Муж не имеет права лишить супругу права на Нафака, мотивируя свой отказ тем, что их брак состоялся без присутствия свидетелей. Жена не может требовать от мужа платы за приготовление пищи. А если она откажется от приготовления пищи, то муж всё равно обязан доставлять ей самые необходимые продукты (хлеб, сыр, маслины и т. п.). Жена, в свою очередь, должна стараться хорошо выглядеть перед мужем, содержать себя в чистоте.
В книге фетв "Баззазия" имама М. Кердери (ум. в 827/1424), говорится: "Жена может без разрешения мужа ходить к больному отцу, если отец остался без присмотра. В этом случае не важно, является её отец мусульманином или нет. За всё время ухаживания за своим отцом (если она остаётся в доме отца надолго по согласию мужа), жена имеет право на получение Нафака. Если отец состоятельный, то сын не обязан содержать отца. По Сунне, они должны лишь обмениваться подарками. Вести себя непочтительно по отношению к родителям - запрещено (Харам). Исламская женщина обязана одеваться по шариату. Одежда её должна соответствовать тому покрою, которая принята в той местности, где она проживает на данный момент, но не противоречит исламским канонам. (Для того, чтобы не выделяться среди других и не служить объектом пересудов).
Муж не обязан выделять Нафака для жены в следующих случаях: а) если жена заключена под стражу из-за долгов; б) если жена заболела до свадьбы (после Никаха); в) если жена совершает паломничество с посторонним человеком (не махрам).
Если жена совершает паломничество вместе с мужем, то она обеспечивается обычным Нафака. То есть, муж не обязан оплачивать её дорожные расходы. (Так как Хадж совершается на собственные средства).
В случае смерти жены, муж обязан выделить средства для похорон.
В случае, когда муж недостаточно или вовсе не обеспечивает жену средствами к существованию, жена имеет право обратиться в шариатский суд. Это возможно и тогда, когда муж находится в заключении или в бегах. Судья может привлечь к ответственности родственников (как уже говорилось выше), которые должны будут дать ей в долг. Этот долг записывается на мужа, который при первой возможности должен будет его вернуть.
В то же время, жена не может в этих случаях брать в долг без решения суда. А если и возьмёт, то муж не будет обязан выплачивать его. Муж не обязан выделять Нафака за прошлые месяцы, если не было предварительной договорённости или не было по ним решения шариатского суда.
Если мужем было выделены для жены некая сумма на её содержание вперёд (на месяц, год, и т.д.), то в случае смерти жены раньше этого срока, муж не может потребовать неиспользованные деньги обратно. Эта фетва по мазхабу Ханафи. По мазхабу Шафии сказано, что муж может потребовать от наследников жены вернуть ему неиспользованную часть Нафака.
Жена имеет право не принимать в каком либо качестве, каких бы то ни было родственников мужа. Лишь в случае согласия жены, муж может разрешить проживание в своём доме своего близкого родственника (Махрам).
Муж имеет право не допускать проживания в своём доме даже самых близких родственников жены. Однако он не может запретить им посещать её. Но, тут ему предоставлено право действовать выборочно. Наиболее благочестивым (Салих) близким родственникам, может разрешить посещение раз в неделю. Другим родственникам, не соблюдающим шариат (не благочестивым - Фасык), можно дозволить посещение жены раз в год.
[Мужу и самому весьма желательно приглашать в гости благочестивых родственников жены. Оказывать им всяческое уважение. В особенности к её родителям. Ему необходимо участвовать в беседе с гостями. Если они приехали из другого города, селения, то непременно предложить остаться на ночь, или на несколько дней. В общении с ними, ему необходимо показать самые лучшие черты своего характера, чтобы заслужить их уважение и мольбы к Аллаху Тааля. Что касается родственников (и своих, и жены), которые могут отрицательно повлиять на жену своим беззастенчивым поведением и не уважением шариата, то они не достойны ни того, чтобы ходить к ним в гости, и ни того, чтобы быть приглашёнными. Однако, и с ними, и со всеми остальными, подобными им мусульманами, необходимо вести себя достойно, не устраивая споры, скандалы. Уважительное отношение ко всем людям без исключения, должно быть отличительной чертой мусульманина. Это вовсе не мешает дружить с благочестивыми (Салих) мусульманами и не брать себе в друзья людей нечестивых (Фасык) и неверующих (Кафир, Гайримуслим). Если среди фасыков и кафиров, есть и ваши родственники и знакомые, то необходимо разъяснять им основы религиозного права и основы Веры в Единого Создателя. В своих мольбах просите Аллаха субхана ва тааля наставить их на Путь Истины, ведь Милосердие Его безгранично.]
В книге "Укуд-уд-дюррия" имама Ибн-и Абидина говорится: "Если муж собирается в путешествие продолжительностью в месяц или более, то жена может потребовать гарантий на возможность получения Нафака за этот период. При её желании, эти гарантии предъявляются на рассмотрение шариатского суда (или судьи), который может подтвердить их действительность. Жена может потребовать гарантий о предоставлении ей средств к существованию и в том случае, когда муж не собирается куда-либо отлучаться. То есть, здесь речь идёт о постоянных гарантиях. В этом случае супруги могут заключить обоюдный договор и заверить в шариатском суде".
В книге "Бахджат-аль-фатава" имама Абдуллаха Руми (ум. в 1156/1743) говорится: "Если некто, к примеру Зейд, выдаст свою дочь замуж, например за Амра, и Амр не пригласит свою жену для совместного проживания к себе в дом, то, сколько бы его жена не находилась в доме своего отца, он обязан обеспечивать её содержание - Нафака".
В книге "Файзия" говорится: "Женщина, имеющая обеспеченного мужа, не может требовать Нафака от своего сына. Совершеннолетнего сына, находящегося на обучении необходимым наукам и нуждающегося в содержании, должен обеспечивать его отец (если в состоянии обеспечить).
В книге "Бахр-уль-фатава" имама Кады-заде (М. Ариф; ум. в 1173/1759) говорится: "Если муж уехал в продолжительную поездку, не оставив Нафака, то жена не может требовать Нафака от человека, которому муж оставил на сохранение своё имущество". "Но, в таких случаях женщина может действовать через шариатский суд", уточняется в книге "Фатава-и хиндиййа".
Если человек не обеспечивает средствами к существованию своих животных, то, согласно иджтихаду Имама Абу Юсуфа, его принуждают к этому через шариатский суд.
В случае развода (предварительного или полного), женщина имеет право на содержание на весь период срока "Идда" (см. раздел "Талак"). Она будет лишена этого права, если развод произошёл из-за её отступничества от Веры (Муртад), или из-за проявления неверности по отношению к мужу. Если женщина стала вдовой, то она не может требовать Нафака от наследников мужа.