Мусульманин и болезни
В затянувшееся межсезонье в северных широтах нередки вспышки простудных заболеваний и обострение многих хронических болезней. Многих людей болезни в буквальном смысле валят с ног, что непременно сказывается на их психологическом состоянии. Некоторых подобная ситуация повергает в уныние, других заставляет переосмыслить смысл своего существования и взглянуть на этот мир другими глазами.
Жизнь в этом мире полна трудностей и верующий человек, читающий Коран и руководствующийся им в своей повседневной жизни понимает это. Всевышний Аллах говорит об этом в Коране: «Мы испытываем [людей] страхом, голодом, недостатком в имуществе, людях и плодах. Обрадуй же терпеливых, которые, если их постигнет беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и, поистине, к Нему мы и вернемся»» (2:155, 156). Всевышний призывает признать нас, что в случае невзгод и проблем нам необходимо терпеть и быть Его благодарными рабами. Если будем терпеливо относится к трудностям и болезням – то получим вознаграждение от Него. Если же начнем укорять судьбу, то ничего не получим, а возможно и подвергнемся наказанию.
Лучшим примером того, как мы должны относится к заболеваниям и как их преодолевать – является Посланник Аллаха (мир ему) и его сподвижники. Прежде всего, отметим, что Пророк Мухаммад (мир ему) сообщил радостную весть всем больным и их родственникам – не бывает обреченных, все болезни излечимы.
В достоверном хадисе, содержащимся в сборниках Бухари и Муслим, от Абу Хурайры (р.а.) передается, что Пророк (мир ему) сказал: «Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, поистине, Он ниспослал и ее исцеление». В версии от Муслима также есть такое дополнение: «У каждой болезни есть исцеление. Когда исцеление найдет болезнь, она исцеляется с позволения Великого и Всемогущего Аллаха».
В другом хадисе, Усама ибн Шарик (р.а.) передает: «Я пришел к Пророку (мир ему). Его сподвижники сидели, будто над их головой летала птица. Я поприветствовал и присел. Затем с разных сторон пришли бедуины и сказали:
– О Посланник Аллаха, лечиться ли нам?
– Лечитесь, ибо какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, поистине, Он ниспослал также и ее исцеление. Кроме одной – старости».
Сам Посланник Аллаха (мир ему) стойко преодолевал болезни, и даже учил, что они – удел праведников. Рассказывает Абу Саид: «Когда Посланник Аллаха заболел малярией, я пришел к нему. На нем была вельветовая простыня. Я положил руку на простыню и сказал: «Какая же сильная эта малярия о, Посланник Аллаха!» На это он ответил: «Как видишь, мы подвергаемся таким суровым бедам. Награду за них мы получаем в зависимости от меры их суровости». Я спросил: «О, Посланник Аллаха, кто подвержен самым сильным бедам?», на это Посланник Аллаха ответил: «Пророки». Я спросил: «А после Пророков кто?» Он ответил: «Праведники».
По словам досточтимой Айши (р.а.): «Посланник Аллаха извивался на своей кровати из-за болей в теле. Когда я ему сказала: «Если бы эти мучения и боли постигли нас, и мы бы жаловались, то ты бы гневался на нас!» Он ответил: «Никогда не забывай этого: Мусульмане иногда подвергаются некоторым трудностям. Аллах прощает грехи мусульманина, даже когда он наступит на колючку или когда его мучают боли в теле, и повысит его на одну ступень выше в духовном росте».
С терпением к болезням относились и сподвижники Пророка (мир ему). Они сами терпеливо переносили болезни, и учили этому своих единоверцев. И они считали, что если человек терпит болезнь, то этим приближается ко Всевышнему. Если же нетерпелив и жалуется на судьбу – то вредит только самому себе, он становится подобным тому, кто сломанной рукой пытается ударить обидчика, и тем самым хочет отомстить ему, когда как очевидно – этим он навредит только самому себе.
Абдуррахман бин Саид (р.а.) со слов своего отца передал, что однажды тот был вместе с Сальманом Фариси (являющимся одним из самых приближенных сподвижников Посланника Аллаха (мир ему)): «Мы навестили одного больного, находящегося в одном из районов Куфы. Когда Сальман пришел к больному, то сказал ему: «Для тебя есть радостная новость. Когда мусульманина постигает болезнь, то Аллах обращает его болезнь в искупление грехов и по причине его болезни станет доволен им. А если больной является из числа отрицающих истину, то он становится подобным связанному и выброшенному верблюду, который не понимает, зачем его связали и выбросили».
Другая сторона болезни – это обязанности мусульман по отношению к своим больным единоверцам. Посланник Аллаха (мир ему) учил нас, что посещение больного является одним из основных прав верующего перед верующим, и сам часто посещал своих больных сподвижников.
По словам Абдуллы ибн Аббаса (р.а.): «Когда Посланник Аллаха (мир ему) навещал больного, то он вставал у головы больного и читал семь раз: «Я прошу Аллаха, Господа Великого Арша, чтобы он излечил твою болезнь» Если человеку не было суждено умереть, то он обязательно вылечивался.
По словам Али бин Абу Талиба (р.а.): «Когда Посланник Аллаха посещал больного, то он делал вот это дуа: «О, Аллах, о, Господь людей! Устрани эту боль и исцели его. Нет никого, кроме Тебя, кто дарует исцеление».
Порой, посещение больного единоверца может стать причиной прощения грехов и стать ключом в Рай. Рассказывает Абу Хурайра (р.а.): «Однажды Посланник Аллаха спросил: «Кто из вас сегодня держит пост?» Досточтимый Абу Бакр ответил: «Я». Посланник Аллаха спросил: «Кто из вас сегодня навестил мусульманина, который заболел?» Абу Бакр снова ответил: «Я» Посланник Аллаха спросил: «Кто из вас сегодня принял участие в джаназа-намазе?» Абу Бакр ответил: «Я» Посланник Аллаха спросил: «Кто из вас сегодня накормил неимущего?» Когда Посланник Аллаха ответил: «Я», Посланник Аллаха сказал: «Если в один день в человеке присутствуют все эти качества, то он обязательно войдет в Рай».
По словам Абдуллы бин Нафи: «Когда досточтимый Хасан заболел, Абу Муса пришел к нему, чтобы навестить его. В это время находившийся там Али бин Аби Талиб сказал: «Знайте, что когда мусульманин идет навестить больного, то ему сопутствуют семьдесят тысяч ангелов. Эти ангелы просят у Аллаха прощение за того, кто навестил больного. Если посещение произошло с утра, то ангелы продолжают просить прощения до самого вечера. Ему уготовано угощение из фруктов из садов Рая. А если посещение произошло вечером, то они продолжают просить прощения за него до самого утра».
Ринат Габбасов
Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.