Не детский вопрос: как спасти поколение?
Дети и подростки сегодня, в отличие от предшествовавших им поколений, имеют много возможностей для реализации своего потенциала. Для их развития существуют тысячи кружков, секций и школ, а возможности познания мира расширилось за счёт интернета и гаджетов. Родители стараются любыми способами обеспечивать своих детей изобилием мирских благ, вырисовывая картину идеальной, беззаботной жизни. Трендовые вещи, развлечения, смартфоны «не хуже других» и пусть даже на последние деньги или в кредит. Столько жертв ради проживания одного дня в бахвальстве, бросая пыль в глаза окружающих!
При этом весьма страдает воспитательная часть: приучение к труду и уважению чужих усилий, стыдливости, заботе о близких, почтительности к старшим, послушанию учителей, добрососедству, милосердию к младшим, заботе о животных и окружающей среде, помощи слабым, нуждающимся и другим высоким вещам.
Судя по поведению большинства подростков, об этом они даже не знают. Не проявляется такое воспитание в обществе. Наоборот, сегодня к ним даже страшно обратиться, не то, чтобы сделать замечание по делу! А ведь Посланник Аллаха ﷺ говорил:
«Не относится к нам тот, кто не уважает старших среди нас, не милосерден к младшим, и не отдает должного нашим учёным!» (Ахмад).
Старшее поколение чувствует себя униженными рядом с ними, ибо ведёт себя молодёжь так, будто это им все что-то должны.
Невольно вспоминаются былые и не столь далёкие времена, когда из уст детей трепетно звучали «дяденька, тётенька, спасибо, пожалуйста», а взрослые к любому из них могли обратиться со словами «доченька, сынок» и встретить уважение, послушание. Чувствовалось благородство воспитания во всём обществе. Конечно, были и исключения, они всегда есть, но то – исключения. Сегодня же исключение – воспитанность, а невоспитанность – норма, потому что людям нынче кажется, что чем более дерзок человек, тем он более пробивной в жизни. То есть, родители сами воспитывают детей таким образом, чтобы ребёнок заботился только о своём благополучие. Опять-таки: всё ради мирского и мало кому есть дела до нравственности и морального состояния детей. Вот так, за считанные годы материализм перевернул всё с ног на голову. Отсюда депрессии, негатив и ненависть к людям, к жизни.
Проистекает из этого и другая проблема молодого поколения: убийства, суициды, алкоголизм (в том числе ранний), нелепые смерти ради опасных селфи для набора лайков и прочее. Статистика таких летальных исходов и неблагополучия только растёт.
Эксперты, суицидологи видят причины трагических исходов в давлении со стороны родителей (например, в период экзаменов) и отсутствии доверительных отношений с ними, в халатности педагогов, дефиците внимания. Но очевидно, что это как раз не причины, а результат пробела в жизни детей (и взрослых, конечно) духовного аспекта.
Им не прививается любовь к Всевышнему, знание причин бытия, грехов и бед. Они не знакомы со своим Создателем, который всегда доступен для обращения к Нему за помощью без посторонних людей, как специалистов телефона доверия.
Будь то иначе, подросткам было бы проще переживать психологические кризисы (которых было бы гораздо меньше, благодаря соблюдению религиозных норм поведения), ибо они имели бы представление о происходящем и понимали бы как на это правильно реагировать. А самое главное – такая осознанность не ввергает человека в тупик, толкая на суицид. Когда в сердце есть Всевышний, силы жить не иссякают. Доказательством этому служит низкая статистика суицидов именно в религиозных странах:
По итогам 2012 г. по уровню суицида на 100 тыс. населения выделяются 4 группы стран:
Первая группа – особо высокий суицид (от 21,1 до 44,2 – 11 стран: Индия, Бурунди, Казахстан, Танзания, Непал, Мозамбик, Суринам, Литва, Шри-Ланка, Республика Корея, Гайана).
Вторая группа – высокий (от 10,5 до 19,8 - 58 стран: Румыния, Австралия, США, Белоруссия, Венгрия, Россия, Туркмения, Южный Судан).
Третья группа – средний уровень (от 3,1 до 10,0 – 78 стран: Гана, Перу, ОАЭ, Грузия, Пакистан).
Четвертая группа – низкий уровень (не превышает 3,0 – 24 страны: Сирия, Саудовская Аравия, Кувейт, Египет, Азербайджан, Армения). (Данные из статьи: Суицид: состояние, причины и предупреждение (Лелеков В.А., Бородин А.Д.) («Российский следователь», 2017, N 16).
Человек, признающий лишь материальные ценности, не придаёт значения духовным потребностям, удовлетворение которых могло бы стабилизировать его состояние и сделать жизнь действительно гармоничной, качественной. Духовность (религиозная) подобна щиту от опасных, приводящих к несчастью границ мирского влияния. Ибо Всевышний разъясняет верующим правила выстраивания отношений с миром для обретения полного счастья.
Видимо, многие стали понимать это, так как чувствуется рост числа людей, уставших от материализма, желающих примкнуть к островам веры – источника милости и благодати. Они стали просыпаться от невежества, осознавать, что так дальше нельзя. Дальше только тупик. Они приходят в мечети, ищут пути постижения религиозных канонов. И постигают, хвала Аллаху. У многих из них уже есть дети – новое, подрастающее в мирском негативе, поколение. Таким родителям хочется сказать: развиваясь духовно сами, не забывайте и о своих детях. Если не знаете, как воспитать ребёнка в духовном лоне, приводите их в мечети, отдавайте в медресе, в которых научат их Корану, а Коран научит детей всем остальным нравственным аспектам, благодаря чему они будут различать благое от дурного.
Имам Газали (р.а.), основываясь на аятах и хадисах, сказал в своей книге «Ихъя улюм ад-дин»: «Знай, что воспитание детей является, среди прочих, наиважнейшим, наиглавнейшим делом. Дети – это вверенное Всевышним родителям, за что они будут отвечать перед Ним. Сердце ребёнка при рождении чистое, сознание его свободно от стереотипов, правил и убеждений. Ребёнок восприимчив ко всему, всё впитывает. Если его приучат к благому, обучат хорошему и воспитают в этом ключе, то он будет счастлив и в мирском, и в вечном. Его родителям и всем, кто принимал участие в его образовании и воспитании, воздастся благом за все праведные дела и поступки этого ребёнка. Если же он привыкнет к злу или будет оставлен без внимания, подобно животному, то станет несчастен, погибнет и ляжет грузом на плечи тех, кто обязан был воспитать его».
Поистине, сегодня общество остро нуждается в противостоянии упадку нравственности. И только воспитав набожное поколение, оно сможет быть спокойным за будущее, испытать чувство выполненного долга. Потому что богобоязненная, наполненная светом личность, способна по-настоящему нести ответственность, успешно проходить трудности, постигая и передавая своим потомкам жизненную мудрость.
Необходимо приобщать детей и молодёжь, которая имеет хотя бы немного веры в сердце, к мечети, где они смогут обрести и благое окружение. Это не будет помехой мирским увлечениям, спортивным секциям, кружкам и другим занятиям, но взрастит в них лучшие нравственные качества, оградит от ошибок и плохого влияния.
Айна Замаева