Жизнь Пророка (мир ему) – опровержение заблуждений об исламе
В месяце рабиуль-авваль, когда на свет появился наш Пророк и Посланник Всевышнего Мухаммад (мир ему и благословение), принято рассказывать истории из жизни Пророка, напоминая друг другу о его многочисленных прекрасных качествах и достоинствах.
Чтобы не нарушать эту замечательную традицию, мы бы тоже хотели поговорить о достоинствах Посланника Всевышнего (мир ему и благословение) вот с какой стороны.
Известно, что в современном мире отношение к исламской религии очень сильно расходится – кто-то относится к ней равнодушно, как к любой другой религии, кто-то – с уважением, признавая ее достоинства, а кто-то – будучи жертвой стереотипов и предвзятых мнений, относится к ней весьма негативно.
Следует признать, к сожалению, что сами мусульмане часто являются причиной того, что эти стереотипы и предвзятые мнения продолжают жить в окружающем нас мире. Однако, если те люди, которые по невежеству повторяют и распространяют различные неправильные мнения об исламе, начнут изучать жизнь самого Пророка ислама, они увидят, что эти стереотипы и шаблоны не имеют под собой ни малейших оснований – более того, вся жизнь Пророка (мир ему и благословение) являет собой их наглядное опровержение.
Так что если в мусульманском обществе и продолжают сохраняться какие-то неправильные, дурные примеры поведения, то винить в этом следует отдельных мусульман, но не учение ислама и не самого Пророка (мир ему и благословение). Ислам идеален, а мы, к сожалению, не всегда.
Ошибочность каких конкретно предвзятых мнений об исламе мы можем видеть из жизни Пророка (мир ему и благословение)?
1. Отношение Пророка (мир ему и благословение) к женщинам
Кому не известен самый, наверное, главный стереотип об исламе – что наша религия, якобы не уважает женщин, считая их существами низшими и подневольными, с которыми мужчины могут поступать, как им захочется. Действительно, такое отношение к женщине может наблюдаться кое-где в мусульманском – так же, как и в немусульманском – мире, но к исламу и к поведению самого Пророка (мир ему и благословение) отношения не имеет.
До сих пор многие мужья и отцы желают, чтобы у них рождались только сыновья. Асфальт под окнами роддомов пестрит надписями: «Дорогая, спасибо тебе за сына» - благодарить за дочек они не считают нужным.
Известно, что арабском мире до ислама рождение девочки было позором и несчастьем, новорожденную вообще могли убить:
«Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он себе ребенка с позором или же закопает ее в землю? Воистину, скверны их решения!» (Коран, 16, 58-59).
У самого Пророка (мир ему и благословение) было четыре дочери – сыновья рождались, но умирали во младенчестве. Любой его современник считал бы это проклятием и несчастьем, но он радовался рождению дочерей не меньше, чем рождению сыновей.
Передается множество его сообщений, в которых он говорил о необходимости доброты и жалости к дочерям.
«Когда на свет появляется девочка, Всевышний Аллах посылает туда ангелов, а они приветствуют «Мир вам, обитатели этого дома!» Затем ангелы покрывают родившуюся девочку своими крыльями, поглаживают головку и говорят: «Как она слаба и беспомощна и вышла из слабого тела. Если отец будет растить ее, то до Судного Дня ему будет помощь от Аллаха» (ат-Табарани).
Пророк (мир ему и благословение) особенно любил младшую дочь Фатиму (да будет доволен ею Аллах). Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала о ней следующее:
«Я не видела никого, кто бы так походил на Посланника Аллаха характером, внешним видом и прекрасным нравом, природой и поведением, как Фатима. Когда Фатима приходила к своему отцу, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) встречал ее стоя и уступал ей свою подушку, на которой сидел. Когда же Посланник Аллаха шел к Фатиме, она встречала его стоя, с уважением целовала ему руки и сажала его на свое место» (Тирмизи).
Также есть очень трогательный хадис о том, что Пророк (мир ему и благословение) совершал намаз держа на руках свою внучку Умаму, дочку другой его дочери Зайнаб. Когда он совершал руку’, он опускал ее на землю, когда вставал, опять поднимал ее. Он также любил свою приемную дочь Зайнаб бинт Аби Саляму (дочку его жены Умм Салям), шутя брызгал в неё водой, играя с ней, если она подходила к нему, в то время, когда он умывался.
2. Семейная жизнь Пророка (мир ему и благословение)
Как многие люди представляют себе семейную жизнь где-то на Востоке? Хозяин дома, господин и повелитель, сидит в окружении молодых и красивых девушек. Так что, следуя подобной теории, вдовы и разведенные женщины (особенно, если они старше мужчины), уже в жены не годятся. Согласно этому же заблуждению, мужчина-мусульманин может плохо обращаться со своей женой, бить ее и обижать, поскольку он – хозяин, а она – нечто вроде рабыни.
Жизнь Пророка (мир ему и благословение) и в этом пункте опровергает расхожие представления. Его первой женой была сорокалетняя вдова Хадиджа, на которой он женился, будучи совсем молодым человеком.
Недоброжелатели и клеветники говорили, что это брак по расчету. Однако, Мухаммад (мир ему и благословение) прожил со своей женой более двадцати лет в строго моногамном браке (хотя по обычаям тех времен ничто не мешало ему взять еще жену или наложницу), и женился на других женщинах только после ее смерти. (Подробнее - Какой была первая жена Пророка Мухаммада (мир ему) Хадиджа бинт Хувайлид?)
Передается, что Пророк (мир ему и благословение) хранил память о Хадидже спустя долгие годы после ее смерти. Как-то раз другая супруга Пророка Аиша (да будет доволен ею Аллах), не сдержав ревности к покойной жене, сказала: «О Посланник Аллаха! Ты всегда помнишь о Хадидже, хотя Аллах одарил тебя намного лучшим».
Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) поправил ее: «Нет, лучше ее у меня не было никого. Ведь только она поверила мне, когда все остальные считали меня лжецом. Только она предоставила мне все свое имущество, когда каждый старался бежать от меня и не иметь со мной ничего общего. И только от нее Аллах даровал мне детей».
Были исполнены трогательных и романтических моментов супружеские взаимоотношения Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и его самой младшей жене Аиши (да будет доволен ею Аллах). Сейчас принято осуждать Пророка (мир ему и благословение) за то, что он женился на ней, когда ей было девять лет – хотя сколько лет ей было на самом деле, до сих пор является предметом споров, но сама Аиша, которая осталась вдовой в юном возрасте и прожила потом долгую жизнь, передавала о своем браке только самое хорошее.
Аиша хорошо запомнила, как бегала с Пророком (мир ему и благословение) наперегонки и даже обогнала его, потому что была молода и в хорошей форме.
Пророк (мир ему и благословение) ни разу не ударил ни одну из своих жен, он никогда не обращался с женщинами грубо и пренебрежительно. Он строго осуждал мужей, которые избивали своих жен:
«Некоторые из вас бьют своих жен, как рабынь. А ведь ночью вы будете спать с ними в одной постели» (Муслим).
Сколько мужей – в том числе и немусульман - до сих пор считают любую помощь жене по дому не мужским делом, отказываясь даже чашку за собой вымыть. Но самый Лучший из людей не считал это унижением своего достоинства – известно, что он сам чинил свою одежду и обувь, подметал в доме, доил козу.
«Помогать жене – это благодеяние» - говорил Пророк (мир ему и благословение) (хадис рассказал Ибн Умар, передал Дильми)
Также он говорил: «Лучший из вас тот, кто наилучшим образом относится к своим женам».
3. Отношение Пророка (мир ему и благословение) к своим врагам
Еще один стереотип, который люди приписывают исламской религии, заключается в том, что мусульманам не свойственно прощение и милосердие. Относиться по-хорошему, дескать, следует только к тем, кто хорошо относится к тебе. А недоброжелателям можно отвечать злом на зло. Наш Пророк (мир ему и благословение) и в этом случае опровергает расхожие заблуждения.
Самый известный пример милосердия нашего Пророка (мир ему и благословение) – это его отношение к своим соплеменникам-курайшитам, жителям Мекки. Все мы помним, что после того, как Пророку (мир ему и благословение) было ниспослано откровение, отношение к нему многих мекканцев резко изменилось. Если до призыва к Исламу он был для них Мухаммад аль-Амин - надежный, достойный доверия, то после того, как он обратился к ним с призывом отказаться от идолопоклонства и повиноваться Единому Богу, для многих мекканцев он стал злейшим врагом.
Окружающие не жалели труда, чтобы испортить ему жизнь: они оскорбляли его, называя сумасшедшим, одержимым злыми духами или колдуном; ему подбрасывали под дверь нечистоты или обливали помоями. Позднее, когда язычники не смогли добиться своей цели – заставить мусульман отказаться от своей веры, они организовали бойкот всем мусульманам, запретив окружающим продавать или покупать у них что-то, поставив их тем самым на грань голодной смерти.
Они неоднократно пытались убить Пророка (мир ему и благословение), и когда он вынужден был переселиться в Медину, они объединили большинство арабских племен и повели войну против него.
Когда же Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и его сподвижники одерживали одну победу за другой, и в конце концов победоносно вступили в Мекку во главе десятитысячной армии, ее жители были в страхе – вот настало время, когда им отомстят за все перенесенные унижения. Однако, Пророк (мир ему и благословение) сказал курайшитам: «O люди курайша! Как вы думаете, что я сделаю с вами?»
Надеясь на его снисхождение, они сказали: «Ты сделаешь добро. Ты – благородный человек, сын благородного человека».
И он сказал им: «Тогда я говорю вам то, что сказал Юсуф своим братьям: "Нет никакой вины на вас". Идите! Все вы свободны!»
После взятия мусульманами оазиса Хайбар, иудейская женщина принесла Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) отравленную баранью лопатку. Однако он узнал посредством откровения, что мясо отравлено, и не стал его есть.
Когда женщину нашли, она призналась в содеянном, сказав, что хотела таким образом узнать – действительно ли этот человек является пророком? Ведь если он - обычный человек, она и ее соплеменники избавились бы от него, а если он пророк, яд не повредит ему. Пророк (мир ему и благословение) простил эту женщину и не стал требовать наказания для нее (Мунтаха ас-Суль, т. 2, с. 130).
4. Отношение Пророка (мир ему и благословение) к людям других религий
Очень распространено мнение, что в исламе хорошее отношение якобы распространяется лишь на единоверцев – хорошо относиться нужно только к ним, иноверцев же можно обижать, поступать с ними несправедливо и жестоко. Как же обстоят дела на самом деле?
Пророк (мир ему и благословение) являл пример доброго отношения к любому человеку уже потому, что он – создание Всевышнего. Однажды мимо Посланника Аллаха (мир ему и благословение) прошла похоронная процессия, и он встал перед ней. Кто-то заметил: «О Посланник Аллаха, ведь это хоронят иудея». Пророк (мир ему и благословение) на это ответил: «А разве он – не человек?!»
Ислам призывает поддерживать добрые отношения со всеми людьми:
«Поклоняйтесь Аллаху и не признавайте божеством наряду с ним никого. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям, как родственникам, так и не состоящим с вами в родстве, собратьям [по ремеслу], путникам и тем, кем вы владеете» (Коран, 4 / 36).
В хадисе передается:
«Кто убьет муахида (то есть иноверца, живущего в мире с мусульманами), тот не почувствует благоухания Рая, хотя оно распространяется на расстоянии сорокалетнего пути» (Бухари).
Такими же были сподвижники и приближенные Пророка (мир ему и благословение). Когда праведный халиф Абу Бакр наставлял своих воинов перед битвой, он сказал им:
«Не выкорчевывайте и не выжигайте пальмы, не подрезайте жилы скотине и не вырубайте плодоносные деревья, не разрушайте храмы христиан и иудеев, не убивайте детей, стариков и женщин. И вы обнаружите, что некоторые люди укрываются в храмах, не трогайте их, покуда они укрываются» (т.е. не участвуют в сражении против вас).
Можно еще долго рассказывать о милосердии и доброте Любимца Всевышнего, но хочется закончить словами Аллаха, который говорит о Своем Посланнике (мир ему и благословение) в Коране:
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (сура «Аль-Анбия», аят 107).
Анна (Муслима) Кобулова
Также по этой теме читайте:
Раби уль-Авваль – месяц мавлидов: как правильно провести этот месяц?