Живем по сунне: как вести себя с чужими людьми?
«Не делайте и шагу ради тех, кто вас не ценит»
Если постоянно интересоваться, как живется другим людям, как у них дела, то это доставляет человеку душевный покой и укрепляет его веру.
В «Безазие» сказано так: «Некоторые говорили, что расспрашивать о происходящих в стране событиях является макрухом. Некоторые же считали, что макрухом является не расспрашивать, а сообщать об этом. Наиболее приемлемая точка зрения состоит в том, что ни расспрашивать, ни сообщать не является макрухом.
В хадисе сказано: «У того, кто знает положение людей и живет среди них, голова находится в беде. А кто далек от них, тот живет спокойно» (Кудаи «Муснад аш-Шахаб», 1/343, хадис № 587; Дайлями «Фирдаус», 2/192).
Сунной является быть внимательным относительно людей, не доверять им полностью и не полагаться во всем. Кто слишком доверяет незнакомым людям, тот постоянно будет попадать в беду и неприятности.
Если пытаться испытывать людей, чтобы получше их узнать, то это заставит их сердиться. Человеку не следует близко общаться с людьми, если видит их плохие стороны. Не стоит доверительно относиться к людям, не зная, что между ними происходит.
Имам Газали (да будет милостив к нему Аллах) писал по этому поводу следующее: «С большинством людей старайся тесно не общаться! Поскольку многие из людей не умеют прощать и скрывать чужие недостатки и ошибки, не хотят быть к ним снисходительными. Они готовы трепаться даже о самой маленькой провинности того, кто с ними общался и доверил им свои секреты. В этом отношении у них всё скрупулёзно рассчитано.
Ни в одном вопросе они не переносят правоту других людей ни в большом, ни в малом. Что же касается собственных прав, тут они своё возьмут обязательно или постараются забрать. Но ни в коем случае не станут торопиться исполнить свой долг перед другими людьми, отдавая им должное.
В их жизненной идеологии нет места для снисходительности или прощения даже за проступки, совершенные другими по забывчивости или по ошибке; обязательно накажут. Путем клеветы и наговоров, они натравливают брата на брата, превращают их во врагов. Поэтому приятельские отношения и дружба со многими из них приносят лишь вред.
Лучше держаться от них подальше и не дружить с ними. Кто отдаляется от них, тот сохранит здоровье и покой. Если они кем-то довольны, то проявляют это лестью и подхалимством. Когда же они обижены, то всё их нутро бывает наполненным злобой, завистью и ненавистью. Люди никогда не могут чувствовать себя в безопасноти от их злобы. От их лести не надо ждать добра.
Их видимое обличье – человечье, но душа у них – волчья. Они судят о людях, основываясь на дурных предположениях, и всех обвиняют. Они скрытно моргают глазом у тебя за спиной. Когда строят товарищеские отношения с тобой, они постоянно ищут твои недостатки. Нигде и никогда не доверяйся чьей-либо дружбе и любви, предварительно не испытав этого человека. Если хочешь узнать, можно ли кому-то довериться, понаблюдай за ним, когда его только что назначили на должность, или, когда его освободили от занимаемой должности.
Важно знать: Почему верующие не должны брать себе в друзья неверующих?
Испытай его в бедности и богатстве, или соверши с ним дальнюю поездку. Или же пообщайся с ними по денежным вопросам и в мирских делах. Если после всего этого убедишься, что человек надежен, тогда доверься ему в любви и дружбе. Если он полностью пройдет испытание, поддержав тебя в трудное время, если ты будешь им вполне доволен, тогда пусть он будет для тебя как отец, если старше, или как сын, если младше тебя, или же назови его братом, если он ровня тебе».
По мере возможности, ничего не надо просить у людей. Даже если нуждаешься и голоден, нужно казаться сытым и довольным. Не поддаваясь гордыне, но сохраняя важный и степенный вид, надо отказываться от тесного общения с ними. Нужно сохранять свою честь и достоинство, живя в уединении. Не надо унижаться, прося их о чем-либо. Нельзя терять достоинство, слишком часто крутясь вокруг них.
В хадисе сказано: «Не делайте и шагу ради тех, кто вас не ценит». Не надо быть одним из тех людей, которые говорят: «Мы будем добрыми к тем, кто добр к нам. И мы поступим плохо с теми, кто с нами поступает плохо».
Мусульманину приличествует делать добро и тем, кто совершает зло против них. Отвечать добром на добро может каждый. Настоящее добро – это добро по отношению к тому, кто совершил зло против тебя.
В риваяте, переданном от Хузайфы (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха ﷺ соизволил сказать следующее: «Не будьте слабохарактерным человеком. Не говорите, что если нам будут делать добро, то и мы сделаем добро. Если с нами поступят плохо, то и мы поступим плохо. Готовьте себя к этому: когда люди будут добры к вам, вы тоже будете добры к ним. Если совершат зло, то вы не будете совершать зла».
Из книги «Исламский путь»
Фото: elements.envato.com