Запомните! Такие дела Всевышний Аллах любит больше всего
Самопожертвование (итхар) является одним из благородных качеств верующего, важность которого особо подчеркивается в Исламе. Тот, кто самоотвержен, ставит заботу о других выше заботы о себе. Самоотверженный человек щедро тратит свое время и средства в помощь и поддержку другим людям.
Противоположностью самоотверженности является эгоизм, который связан с заботой о собственном благополучии. Тот, кто эгоистичен, скуп, - как в отношении собственного богатства, так и в отношении самого себя, - рассматривает оказание поддержки другим людям как бремя.
Посланник Аллаха (мир ему), говоря о самоотверженности, подчеркивал взаимосвязь этого благородного чувства с полнотой веры:
«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (Бухари, Муслим).
Благородные сподвижники, стремящиеся прислушаться к совету Посланника (мир ему), являлись примером самоотверженности. Есть многочисленные примеры их предпочтения других самим себе.
Один из лучших примеров самоотверженности отражен в обращении ансаров (помощников из числа мединцев) с мухаджирами (переселенцами из Мекки). Мухаджиры переселялись в Медину, оставив все свое имущество в Мекке, и оказались на новом месте жительства в нищете (Подробнее см: Как ансары оказали содействие мухаджирам).
Чтобы облегчить страдания мухаджиров, Пророк (мир ему) побратал мекканцев-мухаджиров с ансарами и их семьями. Связь между мухаджирами и ансарами была настолько тесной, что какое-то время им даже позволялось наследовать друг от друга.
Породнившись с мухаджирами, некоторые ансары даже просили у Посланника Аллаха (мир ему) разрешения выделить переселенцам половину своего имущества. Досточтимый Пророк (мир ему) не позволил поступить так, но разрешил мухаджирам работать на финиковых плантациях ансаров, разделяя доход.
В другом примере, рассказывается об ансаре, который приютил у себя гостя, лишив тем самым еды своих детей:
Передают со слов Абу Хурайры, что однажды к Пророку (мир ему) пришёл мужчина и сказал: «Посланник Аллаха, я устал и голоден». Он послал человека к своим жёнам, но у них ничего не оказалось. Тогда Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Послушайте! Да смилуется Аллах над тем, кто пригласит его в гости!»
Один из ансаров сказал: «Я сделаю это, Посланник Аллаха!» Он привёл его домой и сказал жене: «Это гость Посланника Аллаха! Ничего не утаивай от него». Она ответила: «Клянусь Аллахом, у меня нет ничего, кроме еды для детей». Он сказал: «Когда дети захотят поужинать, уложи их спать, а потом приди и потуши светильник. Этой ночью мы поспим голодные».
Женщина так и сделала, а на утро он пришёл к Посланнику (мир ему) и тот сказал: «Могучий и Великий Аллах подивился тому, что сделали такой-то и такая-то». Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «А те, которые жили в доме и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими» (Сура 59 аль-Хашр, аят 9) (Бухари, Муслим).
Также Аллах говорит: «Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на то, что она желанна и для них самих. Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» (Сура аль-Инсан, аят 8-9)
Читая эти замечательные истории из жизни наших благочестивых предшественников, резонно задаться вопросами: «А насколько я готов жертвовать своим достатком ради других?», «Готов ли я прийти на помощь по первому зову?».
Если мы недостаточно, как нам кажется, самоотверженны, то нам на помощь могут прийти следующие советы:
Первое: мы должны помнить, что наша жизнь - это испытание. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он — Могущественный, Прощающий» (Сура аль-Мульк, аят 1-2).
Понимание нашей цели в этой жизни должно помочь нам расставить приоритеты, выяснить для себя, что является наиболее важным.
Второе: мы должны понимать: то, что нас ждет в будущем, намного больше и лучше, чем любая радость или удовольствие, которую мы могли бы иметь в этой жизни. Аллах говорит: «Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (Сура ас-Саджда, аят 17).
Посланник Аллаха (мир ему) по этому поводу сказал следующее: «Аллах Всевышний сказал: «Для Моих праведных рабов Я приготовил то, чего не видел глаз, о чем не слышало ухо и чего даже не представляло себе сердце человека» (Бухари).
Знание того, что в будущем для нас приготовлено нечто большее, должно помочь нам отказаться от удобств этой жизни.
Третье: верующие должны понимать, что в Исламе есть неисчислимое количество путей для совершения благих дел.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Каждый сустав из суставов, имеющихся в телах людей, должен давать садаку каждый день, в который восходит солнце: проявление тобой справедливости, когда между двумя людьми возникает спор, есть садака, и оказание тобой помоши человеку, которого ты подсадишь на его верховое животное или которому подашь его поклажу, есть садака, и доброе слово садака, и за каждый шаг, который ты делаешь на пути к молитве, тебе записывается садака и устранение тобой с пути того, что причиняет вред людям, есть садака». (Бухари, Муслим)
Наконец, нам стоит начинать с дел, которые мы можем совершать постоянно. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «…больше всего Аллах любит такие дела, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет мало» (Муслим).
Важно отметить, что акты самоотверженности приносят пользу не только получателю, но и дарителю. Они оказывают глубокое влияние на общество в целом. Самопожертвование помогает созидать узы доверия между всеми членами общества.
Они помогают разрушать стереотипы и барьеры в отношениях между людьми. Самоотверженность и самопожертвование ведет к построению лучшего мира для всех людей без исключения.
Islam-today
Также по этой теме читайте:
Дуа Пророка (мир ему), которую нужно читать и бедным, и богатым
Как расходует свои богатства истинно верующий?
"Твое – не то, что ты берешь, а то, что отдаешь..."