"Все исходящее из сердца, приходит на язык"
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 132. Разъяснение того, что человек, обсуждающих других за их спиной, ест мясо своего мертвого брата, а посему лучше не обсуждать других за их спиной, и предпочтительнее просить [их] о прощении
Кто открыл уста для обсуждения других за их спиной,
Тому пусть не будет облегчения в [этом] мире.
Поскольку обсуждающий других за их спиной, ест мясо покойника,
Хотя и услаждает [этим] свой нафс,
Предателем является тот, кто занимается этим делом,
От деяния своего он в безвыходном положении находится.
За спиной людей говори всегда [только] благое,
Дабы восстать в Судный день милолицым.
[Дабы] почувствовать запах Аллаха и Мустафы (пророка Мухаммада – прим. ред.),
Что уж там тело? Душу усладить.
Живи праведно и выбирай лучшее из лучшего,
Ибо это является для верующих законом и религией.
Если оторвал ты язык от обсуждения других за их спиной,
Тогда знанию Истинного (Хак) ты сердце обучил.
Сердцем и душой ты очистился,
Поскольку не обсуждал людей за их спиной, [так и] знай!
Это и есть мужество, а мужество состоит в этом.
Человек, обсуждающий других за их спиной, не подобен ему.
Это есть религия, вера и мусульманство,
Если в обсуждении других за их спиной ты не усердствуешь.
Всякий язык, что стал обсуждать других за их спиной,
Разве когда-нибудь сможет восхвалять Аллаха.
Все исходящее из сердца, приходит на язык.
Если обсуждаешь ты других за их спиной, то это знай.
Раскайся в обсуждении других за их спиной и живи по-суннитски.
Если ты мусульманин, то так не живи.
Ни одно прегрешенье, таким образом,
Не стоит выше обсуждения друг друга за спиной среди суннитов.
Научи язык поминанию Его,
Дабы быть тебе счастливым в двух мирах.
Верующие в шариате, в законе и религии
Оставляли обсуждение других за их спиной и оказывались в безопасности.
Кто раскается в этом занятии,
Тот выход найдет из любого безвыходного положения.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.