Жертвоприношение в Курбан-байрам: желательно или обязательно?
Вопрос.
Скоро праздник Курбан-байрам, я слышал, что произвести забой животного на Курбан желательно, но не обязательно. Действительно ли это так?
Ответ.
По мнению имама Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах), совершать жертвоприношение в дни курбан богатому человеку является ваджибом. В Книге «Бадаи’ Ас-Санаи’» в главе «Удхия» говорится:
(وَلَنَا)قَوْلُهُ عَزَّ وَجَلَّ {فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ} [الكوثر: 2] قِيلَ فِي التَّفْسِيرِ: صَلِّ صَلَاةَ الْعِيدِ وَانْحَرْ الْبُدْنَ بَعْدَهَا، وَقِيلَ: صَلِّ الصُّبْحَ بِجَمْعٍ وَانْحَرْ بِمِنًى وَمُطْلَقُ الْأَمْرِ لِلْوُجُوبِ فِي حَقِّ الْعَمَلِ وَمَتَى وَجَبَ عَلَى النَّبِيِّ - عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ - يَجِبُ عَلَى الْأُمَّةِ لِأَنَّهُ قُدْوَةٌ لِلْأُمَّةِ،
Нашими доказательствами являются слова Всевышнего Аллаха: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву».
В тафсире сказано:
«Совершай намаз Ид' (праздничный намаз) и заколи верблюдов после намаза»; и еще сказано: «Совершай утренний намаз коллективно и закалывай в долине Мина».
Безусловно, это повеление является ваджибом для выполнения. Когда что-то является ваджибом для Пророка (мир ему), то это будет ваджибом и для уммы, потому что он пример для уммы. В хадисе приводится от Пророка (мир ему), что он сказал:
وَرُوِيَ عَنْ النَّبِيِّ - عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ - أَنَّهُ قَالَ: «ضَحُّوا فَإِنَّهَا سُنَّةُ أَبِيكُمْ إبْرَاهِيمَ، - عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ
«Совершайте курбан, т.к. это является сунной вашего праотца Ибрахима (мир ему)».
В другом хадисе говорится, что Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
مَنْ لَمْ يُضَحِّ فَلَا يَقْرَبَنَّ مُصَلَّانَا» : وَرُوِيَ عَنْهُ - عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ - أَنَّهُ قَالَ َ
«Кто не приносит жертву в курбан, пусть не приближается к месту нашей молитвы».
В другом хадисе говорится:
مَنْ ذَبَحَ قَبْلَ الصَّلَاةِ فَلْيُعِدْ أُضْحِيَّتَهُ وَمَنْ لَمْ يَذْبَحْ فَلْيَذْبَحْ بِسْمِ اللَّهِ
«Кто совершает курбан до Праздничного намаза, то пусть принесет жертву повторно, а кто не совершил до Праздничного намаза, пусть режет с Именем Аллаха».
В данном хадисе Пророк (мир ему) велел повторить заклание курбана, если он был совершен до праздничного намаза, это является доказательством обязательности (вуджуб). («Бадаи’ Ас-Санаи’», «китаб «Аль-Удхия»).
والله أعلم
Муфтий Республики Татарстан
Камиль хазрат Самигуллин