• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Важно! Может ли сторонник мазхаба следовать хадисам, а не их трактовкам?

Время чтения: 7 мин
5007

Может ли сторонник мазхаба следовать хадисам, а не их трактовкам?

Может ли сторонник мазхаба следовать хадисам, а не их трактовкам?

Вопрос:

Что говорят уважаемые ученые религии, о человеке, придерживающемся ханафитской школы, поступившем в соответствии с достоверным хадисом, не отмененным и не оставленным ни одним из имамов четырех мазхабов. Например, произнесение в намазе слова «амин» вслух, поднятие рук до и после «руку», прочтение трех ракаатов витр намаза с одним «аттахиятом» и одним салямом. Выводит ли его это из мазхаба Абу Ханифы?

Ответ:

Есть хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) о разрешении шевелить указательным пальцем во время ташахуда. И в некоторых источниках есть соответствие Ханафитского мазхаба этому. Даже приведены слова имама Мухаммада: «Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) шевелил указательным пальцем в ташахуде, и мы будем поступать так, как это делал наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Но эта информация противоречит другим, более авторитетным источникам.

Если приведены хадисы о запрете шевелить указательным пальцем в намазе и на основе этого, было вынесено решение муджтахида, то для таких последователей как мы, не разрешатся, взяв за основу хадисы о разрешении шевелении начать поступать по нему. Тех ханафитов, которые шевелят пальцем в ташахуде, можно поделить на две группы:

  • Одни считают, что имам муджтахид не знал об этом хадисе.
  • Другие считают что, несмотря на то, что до него дошел хадис он не поступил по нему основываясь на своих желаниях, тем самым допустив ошибку.

Обе эти группы в заблуждении.

Мы, приверженцы мазхаба, должны знать, что большие ученые не выносили решение о запрете или разрешения до тех пор, пока у них не будет довода на это. Максимально что мы можем сказать это то, что мы не знаем на какой довод опирались муджтахиды вынося это решение. А если же кто-то станет утверждать об обладании довода, то его мнение не будет учтено так, как мнение последователя мазхаба в вопросах халяля или харама не учитывается. Ученые муджтахиды понимали хадисы намного глубже, чем любой из нас. Они жили в веке, очень близком к источнику знания, в веке, близком к веку Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Поэтому они разбирались в хадисах намного лучше нас, какие из них достоверные, а какие нет, какие хукмы отменены, а какие нет. Все это говорит о том, что их доводы очень сильны. Что же касается слов имама Абу Ханифы «достоверный хадис – мой мазхаб», то имеется ввиду тот хадис, который не дошел до имама, и он принял решение противоречащие хадису.

Если кто-то скажет, что ханафитские ученые также разрешили шевеление пальцем во время ташахуда в намазе, сказав при этом что, при противоречии двух решений можно выбрать любое, то мы ответим ему: «Когда два мнения о запрете и разрешении противоречат друг другу, то предпочтение дают мнению о запрете» (мактубат).

Также имам ар-Раббани (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Уже долгое время как я мечтал понять, по какой причине нельзя читать суру аль-фатиха читающему намаз с имамом. И я невольно был вынужден, следовать этому мнению считая, что так оно и должно быть. Но по причине браката следования мазхабу Аллах открыл мне истинную причину этого. И я обнаружил, что «хукм» чтения суры про себя лучше, чем вслух опираясь на хадис, который передал Джабир бин Абдулла (да будет доволен им Аллах) от Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Кто читает намаз за имамом, то чтение Корана имамом – его чтение» (муатта имам Мухаммад стр. 98). Поистине, переход человека из одного мазхаба в другой – признак безбожья.

Заключение основано на пяти пунктах из слов имама ар-Раббани (да смилуется над ним Аллах).
.
О, мой друг! Что сейчас ты скажешь о словах, которые ты цетировал из книг шейха Мирзы и шейха Валиуллы ад-Дахлеви? Посмотри внимательно на слова того, кто старше их, больше их в знаниях – имама Ар-Роббани (да смилуется над ним Аллах)!Поистине, его слова подобны грому в опровержении тех, кто делает фальшивые заявления.

  • Он признал, что есть много хадисов о разрешении шевелении указательным пальцем в ташахуде.
  • Признал, что эти хадисы известные.
  • Признал, что ученые ханафитского мазхаба расходятся во мнении по этому поводу, приведя слова имама Мухаммада.
  • Имам Мухаммад (да смилуется над ним Аллах) говорил, что это мнение Абу Ханифы.
  • Признал, что кроме двух решений факихов ханафитского мазхаба о запрете и разрешении, ни какого хадиса о запрете не приведено.

Вместе совсем перечисленным, открыто заявляет: «Непозволительно для нас, будучи следующими мазхабу шевелить указательным пальцем в ташахуде руководствуясь хадисом. Решений ученых о разрешении шевеления пальцем, авторитетным и достоверным мнением не является. В таком, на первый взгляд легком вопросе, имам ар-Раббани выбрал следование мазхабу. А какого будет его мнение, о человеке поступившему по хадису, вопреки мнения муджтахида в том вопросе, в котором нет ни каких разногласий в принципе?!

Цитируя слова шейха Валиуллы ад-Дахляви «скрытое лицемерие или явное невежество», неужели вы считаете, что они были адресованы своему учителю имаму ар-Раббани? Астагфируллох! Астагфируллох! Астагфируллох! Имейте совесть! Шэйх Валиуллах ад-Дахлеви не мог сказать о нем такое. Наоборот, он называл его «Стержнем руководства», «Показывающим дорогу», «Руководителем», «Защищающим от нововведений», «Уважении к нему есть возвеличивание к Аллаху, благодарность ему есть благодарность Аллаху», «Много заблуждающихся людей нашли прямой путь по причине него», «Имам ар-Раббани стержень руководства в этом веке»! Вот какого мнения о нем, были его ученики!

Имам ар-Раббани объяснил: «Известные хадисы, схожие по степени известности хадисам о «поднятии рук в намазе», «чтении аль-фатихи читающим намаз вместе с имамом» и другие не менее известные хадисы, чем хадисы о шевелении указательным пальцем в ташухуде, не являются доводом для последователя ханафитскому мазхаба, против решения имама муджтахида, кроме как для очень глупого человека. Вероятность того, что такие известные хадисы остались не замеченными имаму, не возможна. Как и не возможно то, что имам, руководстволся личным мнением, а не доводом шариата.

  • Для нас нет необходимости знать ответ на хадис противоречащий решению муджтахидов. Для таких как мы, достаточно знать, что ответ есть у ученых.
  • Если до нас дошел хадис, противоречащий принятому решению в мазхабе, то наши знания не принимаются во внимание. И нам, следует поступить в соответствии с мазхабом.
  • Тот ученный, который пришел после праведных предшественников, не обладает способностью различать достоверные и не достоверные, отмененные и отменяющие хадисы, лучше праведных предшественников.

Если имам ар-Раббани, считает, что не возможно сравнивать знания ученых его времени с знаниями праведных предшественников то, что ты скажешь об этом спустя три века, в наше время.

  • Приведенные в вопросе слова от имама Абу Ханифы, относятся лишь к хадисам, о которых имам муджтахид не знал. Если же хадис по каким то веским причинам был опровергнут, то противоречить хадису не запрещено.
  • Из книг ученого, слова, которого цитировал задающий вопрос, стало известно, что он почитал своего шейха - имама ар-Раббани, говоря о нем: «Я спросил Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), что он скажет в отношении обновителя религии второго тысячилетия? На что он ответил: «Кто в моей общине подобен ему?»

Такой великий ученый, как имам ар-Раббани, придерживался мнения, о запрете поступать последователю одно мазхаба, в соответствии с хадисом, противоречащему на первый взгляд решению имама муджтахида. Какое же положение наших современников поступающих так? (аль-мактубат).

  • Необходимо поступать в соответствии с решением имама, даже если не понимаешь всю глубину его слов. Стоит обратить внимание на действия самого имама ар-Раббани, когда он долгое время недопонимал правильность решения имама Абу Ханифы, в вопросе чтения аль-фатихи, стоящему в намазе за имамом. Но, не смотря на свое желание поступить по хадису, он следовал мазхабу, не читая ее. Затем Аллах открыл ему понимание этого вопроса.
  • Также, шейх ар-Раббани сказал, что противоречие имаму в каком либо вопросе, даже если он и не понимает истинную глубину слов муджтахида, выводит человека из мазхаба.
  • Осталось решить для себя, кто же прав. Признать слова имама ар-Раббани, либо признать слова шейха Мирзы и шаха Валиуллы ад-Дехлеви.

Без сомнения, слова шейха Мирзы и шаха Валиуллы ад-Дехлеви, о следовании хадисам, были адресованы тем, кто обладает нужным уровнем знаний. Сейчас, казавшиеся разногласия на первый взгляд между их словами не осталось.

О, Аллах, прими наше поклонение. Поистине, ты Слышащий, Знающий. Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение его Посланнику.

Islam-Today

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Социальные комментарии Cackle