• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

В каких случаях разрешено обсуждать поступки человека в его отсутствие?

Время чтения: 3 мин
29067

Ответ:

Говорить за спиной человека то, что может ему не понравиться, является злословием и, без сомнения, запрещено в исламе. Злословие – это порицаемое качество, отвергаемое теми, кто обладает духовной чистотой и для кого является естественным следовать прямым путем. Всевышний Аллах в Коране сравнил злословие с поеданием покойного: «Не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?» (49:12)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) также порицал подобные действия и предостерегал от них. Многие из ученых-богословов причисляют злословие к числу больших грехов. Однако шариат разрешает говорить о поступках человека в его отсутствие в следующих случаях:

  1. Подача жалобы. Человек, в отношении которого была совершена несправедливость, может подать жалобу правителю, судье и другим из числа тех, кто обладает властью или может по справедливости рассудить его с обидчиком. И при этом он может говорить о действиях своего оскорбителя в его отсутствие.
  2. Просьба о помощи с целью изменения порицаемого или возвращения отступника на путь истинный. В этом случае человек может сказать тому, на силу кого он надеется в деле устранения порицаемого, например, следующее: «Такой-то поступает так-то, удержи его от этого».
  3. Обращение с просьбой о вынесении решения по какому-либо религиозно-правовому вопросу (фетвы). В подобной ситуации человек может сказать муфтию: «Меня обидел в том-то такой-то (или мой отец, или мой брат), имеет ли он право на это? И как мне избавиться от подобного и защититься от его притеснений?»
  4. Предостережение мусульман от зла или греховных действий. Это касается тех случаев, когда необходимо предостеречь людей от свидетелей, передатчиков хадисов и писателей, в отношение которых имеются обоснованные сомнения, и чьи слова или действия могут принести вред. Например, если человек станет свидетелем того, что некто покупает запретные вещи, или если увидит, что мусульманин дружит с вором или прелюбодеем, или что некто хочет жениться на своей кровной родственнице, и т.д., то он может предостеречь от подобных людей или действий. Однако предостерегать необходимо с целью совета и наставления, а не с целью сделать еще хуже или причинения страданий.
  5. Когда кто-либо открыто предается пороку или придерживается нововведений, например, если дело касается употребления вина или незаконного присвоения чужого имущества. В таких случаях разрешается сказать о том, что совершается этим человеком открыто в его отсутствие, но запрещается упоминать о прочих его недостатках, если только это не является дозволенным в силу одной из вышеупомянутых причин.
  6. Представление. То есть, когда человек известен под каким-нибудь прозвищем, например, ‘Подслеповатый’, ‘Хромой’, ‘Одноглазый’, ‘Слепой’ и т.д., то разрешается называть его так, но запрещается поступать подобным образом в случае, если это прозвище упоминается с целью унизить человеческое достоинство, а поэтому будет лучше, если назвать его можно как-нибудь иначе.

Таким образом, если человек открыто распространяется о своих порочных поступках, то можно говорить об этом в его отсутствие с тем, чтобы предостеречь людей от него и от его распутства. Однако за его спиной порицать его только на основании того, что он считает свои поступки правильными и хорошими, не разрешается.

А Аллах знает лучше.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle