В каких случаях намаз может быть не принят?
Вопрос:
В главе об азане и камате книги «Танбих» написано, что «мусульманину нельзя без разрешения стоящих позади него становиться перед молящимися в качестве имама, а в том случае, когда он встал без разрешения, то намаз джамаата будет воспринят, а его намаз – нет». Кто здесь имеется в виду под словом «имам» и прихожане? В чем суть того, что намаз имама не будет воспринят, в то время как намаз остальных молящихся будет действителен? После этих слов в тексте сказано о том, что «намаз в пяти случаях не воспринимается…в том числе и когда имам не вызывает симпатию среди джамаата». Кто это такие имамы и что это за молящиеся? Есть мнение, что здесь речь идет о хадисах…В чем должно выражаться сие недовольство или восприятие?
Ответ:
В книгах хадисов мы не встречали выражения «мусульманину нельзя без разрешения...». Большинство имамов передают благородный хадис о том, что является макрухом – не запретным, однако не приветствуется, объявлять себя имамом, когда этого не желают окружающие. Например, в своей книге «Мустадрак» имам Хаким данный хадис излагает следующим образом: «Аллах Та’аля ниспослал проклятья по отношению к трем группам смертных – имаму по поводу которого неприязнь у прихожан; женщине, которая заснула в отсутствии довольства мужа; правоверному, который после призыва на молитву - азана, не приступил к чтению намаза».
Имам Тирмизи передал: «Намазы трех групп людей не поднимутся выше уровня их ушных раковин – намаз прочитанный рабом, который сбежал от своего хозяина; намаз женщины, которая отошла ко сну не удовлетворив своего мужа; намаз имама, которого не воспринимает джамаат».
Абу Дауд и Ибн Маджах рассказали: «Аллах Та’аля не примет намазы трех групп молящихся: намаз, который прочитан имамом, не вызывающим доверия у молящихся; у человека, который читает намаз с опозданием; у лица, который поработил свободного человека».
В «Сахихах» Хузейми и ибн Хиббана говорится: «Аллах Та’аля не воспримет намазы трех человек, в том числе имама, который не принимается со стороны джамаата».
Случаи недовольства и несогласия связаны с тем, что имам не ведает о своих обязанностях и недостаточно внимателен к ним, погряз в грехах, склонен к совершению злодеяний, лжив, имеет наклонность к измене. Все приведенные пороки лишают человека возможности быть имамом. Прихожане имеют право избирать имамом людей, которых любят, которые тщательно и добросовестно исполняют свои обязанности, могут послужить примером в вероисповедании и имеют глубокие познания. Если имам не обладает вышеперечисленными достоинствами, то прихожане имеют право и не воспринять его.
В книгах по фикху упоминается о том, что «намаз, прочитанный стоя за имамом, который является макрухом (по причинам указанным в Шариате), если и будет считаться макрухом, то является правильным деянием».
Известен также хадис, в котором говорится, что «допустимо следовать за имамом не считаясь, праведник или грешен ли он».
Islam-Today