Увидел ли пророк Ибрагим (а.с.) как Всевышний воскрешает умерших?
Вопрос:
Почему Ибрагим (алейхи салям) будучи верующим, попросил показать ему, как происходит воскрешение умерших?
Ответ:
В этом вопросе два аспекта обращают на себя внимание:
а) Обладая непоколебимой верой в Аллаха Всевышнего, Ибрагим (алейхи салям) хотел на живом примере стать свидетелем могущества Аллаха.
б) Вопрос «или ты не веришь, что Я способен воскрешать умерших?», адресованный Ибрагиму (алейхи салям).
На это можно дать следующие разъяснения:
а) Вера и удовлетворенность - разные вещи. Как и следует из вопроса, с точки зрения психологического строения, человек удовлетворяется тем, что он видит своими глазами. Каждый из пророков является человеком, и такая психологическая особенность присуща и им. Здесь Ибрагим (алейхи салям) не ищет логических доказательств своей веры, он ищет доказательства, которые бы удовлетворили его возвышенные чувства. А это возможно лишь посредством видения.
Так, например, и посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) указывал на силу видения. Как известно, Муса (алейхи салям) непосредственно от Аллаха узнал о том, что его народ стал поклоняться тельцу. И у него не было никаких сомнений в правдивости этого. Однако увидев это собственными глазами, его реакция приобрела совершенной иной характер. В сущности, та убежденность, которая имелась у него в тот момент, когда он увидел это непосредственно сам, ничем не отличалось от той убежденности, которая возникла у него после того, как ему сообщил об этом Аллах. Однако увидев все это собственными глазами, его реакция была значительно более острой.
Из этого мы понимаем, что даже на пророков, возникает иная реакция на увиденное. Поэтому посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) обращая внимание на это событие, произошедшее с Мусой (алейхи салям) сказал: «Слышать – это не то же самое, что видеть. Когда Аллах сообщил Мусе, о том, что его народ стал поклоняться тельцу, то он не бросил скрижалей на землю. Но когда он сам увидел, что его народ поклоняется тельцу, то бросил скрижали на землю и очень сильно обиделся на свой народ» (Ахмад ибн Ханбал, 1/271).
Поэтому «итминану-кальб» (удовлетворенность сердца) о которой говорит Ибрагим (алейхи салям), это удовлетворенность органов чувств, основанная на видении.
б) Упоминаемый в этом аяте вопрос «или ты не уверовал в это (что Я способен оживлять мертвых)», адресован не самой вере, а ее силе. И то, что Ибрагим (алейхи салям) в ответ на этот вопрос, ответил: «Конечно же, я уверовал», показывает нам, что этот вопрос никак не связан с самой верой. Хорошо, но что подразумевается под этим вопросом? Здесь имеется в виду удовлетворение сердца, являющегося центром все чувств человека. И слова Ибрагима (алейхи салям) «Я хотел этого только для того, чтобы успокоилось мое сердце», ясно указывают на это.
И этот вопрос, заданный Аллахом Всевышним Ибрагиму (алейхи салям) ни в коем случае не подразумевает того, что Аллах спрашивает о том, что Ему якобы не известно. Так как во вселенной нет ничего такого, чего бы Аллах Всевышний не знал, так как Он является создателем всех миров.
Мудростью этого вопроса является необходимость показать то, что удовлетворенность разума и сердца, являющегося местом веры – это одно, а удовлетворенность нафса и чувств – это совершенно другое. Это показывает нам, что неудовлетворенность нафса и чувств, не наносят ни какого вреда непоколебимой вере.
Islam-Today